Типология культур по принципу доминирующей ценности

Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся рус­ский и американский ученый, талантливый исследователь, энергич­ный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии.

Предварительный просмотр:

Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся русский и американский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии. Сорокин признавал глубокий кризис западной культуры, но расценивал его не как падение и закат Европпы как таковой, а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объеденяющей все человечество. [10, c 43 ]

Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры, поскольку культура есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. По Сорокину культурные системы образуют системы высших рангов, в результате чего образуются культурные сверхсистемы. Каждая из сверхсистем по мнению Сорокина «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правового и должного, собственными формами словесности и искусства, своим правами, законами кодексом поведения, доминирующими формами социальных отношений, собственными экономической и политической организацией, собственными типами личности со свойственными только ему менталитетом и поведением» [10, с. 43]

Наиболее полно культурологическая концепция П.А.Сорокиеа изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика». Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

«Всякая великая культура, — пишет Сорокин, — есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». [7, с. 105]

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах. [7, с 109]

Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур: 1) идеациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический. Названия достаточно условны, в действительности, так сказать, «чистые» типы обнаружить довольно трудно. Но для описания приоритетных ценностных ориентации, господствующих или преобладающих в культуре, такой подход вполне правомерен. [7, с. 111]

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

• Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимается органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки. [7, с. 112]

• Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы, власти, денег, популярности, познания. Многие из них характерны для телесно-духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

• Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний — от минимума к максимуму, от скудости — к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.

• Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

Первый тип — идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья. В соответствии с выделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности ценности. [10, с.44]

Второй тип — чувственная, или сенситивная, культура. Сорокин предлагает различные варианты названия этого типа культуры: активный «эпикуреизм», пассивный «эпикуреизм» и цинический «эпикуреизм». Данный современный тип культуры основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши огранычувств- реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем почувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего». Эта культура стремится освободится от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. [10, с. 44]

Все ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью. Но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго, ибо общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей. Таковы в общих чертах особенности чувственного типа культуры.

Третий тип — идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции. [7, c. 116] П.Сорокин рассматривал данный тип культуры как промежуточную систему между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. «Её основной посылкой, — пишет Сорокин, — было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия». [10, с 44] Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.

Здесь нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 столетия, а также древнегреческую культуру 5-6 века до нашей эры. [10, с. 44]

Таковы три основных типа, или стиля, в истории мировой культуры. Сорокин был чрезвычайно увлечен работой в течение ряда лет. Он отмечал, что эти черты не были результатом поверхностных впечатлений, а выявлены путем качественного и количественного анализа более чем ста тысяч древних и современных картин и скульптур, литературы, музыки, архитектурных памятников, философских трактатов, научных открытий. На этой основе он с социологической точностью построил немало графиков, диаграмм, отражающих тенденции исторического развития культур. Некоторые из них воспроизведены в книге «Человек. Цивилизация. Общество». [7, с 118]Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. П.Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.[10, с. 45]

  1. Введение в культурологию: учебное пособие /под ред. Е.В.Попова.- М.,1995.
  2. Веремьев А.А. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов.- Брянск, 2000.
  3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие.- М.,1998.
  4. Запад и Восток: традиции и современность: учебное пособие.- М.,1993.
  5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005
  6. Культурология (2): теория и история культуры.- М.,1996.
  7. Культурология: учебник для ст-тов технических вузов /под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.,1999.
  8. Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина.- М.,1999.
  9. Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.,1996.
  10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.,1997.
  11. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000
  12. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. — М.:Аспект Пресс, 1998.

Источник:
http://nsportal.ru/vuz/kulturologiya/library/2015/02/10/tipologiya-kultur-po-printsipu-dominiruyushchey-tsennosti-p-a

Ценности и идеалы – фундамент культуры.

Аксиология (от греч. axia – ценность) – раздел философии, изучающий ценности. Ценность – значимость для человека или группы какого-либо объекта, выступающая ориентиром человеческого поведения. Ценности представляют собой разделяемые обществом убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Это представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Ценности всегда идеальны (не материальны). Ценность – это не вещь, а ее значение. Когда мы говорим о материальных ценностях, то имеется в виду значимость материальных объектов, а не то, что сами ценности материальны.

По содержанию можно выделить следующие типы ценностей:

Биологические ценности( сама жизнь, здоровье, рождение детей).

Социально-политические (напр.,свобода, равенство, справедливость).

Духовные: познавательные;эстетические;религиозные;этические.

Идеалпредставление о совершенстве, являющееся высшей целью и ориентиром человеческой деятельности. Идеал – это абсолютное воплощение какой-либо ценности. Например, если справедливость считается ценностью, разделяемой в обществе, то идеалом, т. е. конечной целью является абсолютно справедливое общество; если ценностью является знание, то идеалом является абсолютное знание.

Идеал и ценность отличаются своим отношением к действительности. Идеал есть нечто недостижимое или достижимое лишь в бесконечности. Он, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему.

Ценности и идеалы являются фундаментом каждой конкретной культуры, определяют ее лицо. Эту мысль развивал выдающийся русский-американский философ Питирим Сорокин (1889-1968).Он разъяснял это на примере культуры Запада Средних веков. Главной ценностью этой культуры являлся Бог. Соответственно все важные ее разделы выражали данную фундаментальную ценность. Архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, этика служили главной цели – достижению единства с Богом. Для современной культуры главной ценностью является материальный мир. Она исходит из принципа, что реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Соответственно, на принцип «вещности» опираются все стороны жизни данной культуры — ее политика и экономика, искусство и литература, этика и право.

Читайте также  Кирпичный забор на винтовых сваях

Система ценностей является основным регулятором человеческой деятельности, от нее зависят мысль, творчество и верования представителей каждой культуры.

6) Врач как социальное явление и феномен культуры.Феноменальность врача в культуре объясняется особенностью его профессиональной деятельности. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется гносеологическим, праксиологическим, психофизиологическим, экономическим, аксиологическим аспектами, которые подчеркивают многогранность его образа.
Каждый из них раскрывает определенную содержательную сторону врачебной профессии, в целом позволяют понять врача в культуре. Врач как качество личности определяется уровнем его профессиональной подготовки, опытом, знаниями, умениями, квалификацией, а так же общественными отношениями в сфере профессии. Специфика врачебной деятельности формирует особое врачебное и клиническое мышление, психологические черты личности, которые проявляются в различных формах его бытия.

Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии врач оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной, а также понимание этого образа в различных исторических типах культуры.

Раскрываются основные исторические типы образа врача и их отражение в философии. В первобытной культуре формой врачебной деятельности было коллективное врачевание, отличающееся синкритичностью. В поздней родовой общине на основе мифологических воззрений появляется жречество и магия, для которых было характерно сакральность и символичность. Для первобытного человека врачеватель был своеобразным символом, выражающим мужество, выдержку, бесстрашие перед силами духов и одновременно – надежду на чудо исцеления. Сострадание как черта древних врачевателей формировалась посредством ритуала инициации болезни, которые совершались при посвящении в целителя. В культуре Древнего Востока сформировались две формы врачебной деятельности – профессиональное и культовое целительство. Но при этом образ врача-профессионала и образ целителя формировался на общей нравственно-религиозной основе. В античной культуре профессия врача была достаточно свободна от религиозно-мифологических влияний. Телесное и духовное здоровье были предметом восхищения, эталоном красоты и гармонии. В такой системе ценностных координат врачу отводилась роль сохранения гармонии человеческого существования в мире. Но в чем виделось содержание гармонии и красоты? Этот вопрос стал идейной основой рождения двух крайне противоположных образов античного врача Гиппократом и Платоном. Гиппократовский образ врача в своем содержании основан на милосердии. Он сохранялся в культуре на протяжении тысячелетий и был моделью идеального врача. Платоновский образ врача более рационален и прагматичен. Его содержание раскрывается в основной функции – служить воцарению справедливости в государстве, применяя и такие методы, как эвтаназия. Такой образ врача нашел свое наиболее яркое выражение в западно-европейской культуре Нового времени, а философское объяснение у Ф.Бэкона и Ф.Ницше. В средневековой Европезависимость врача от церкви и сословия сформировали такие черты его личности как сословная замкнутостью, корпоративностью, преобладание универсального над индивидуальным, ограниченность в свободе, схоластический характер мышления и оторванность от практики врачевания. В культуре Возрождения образ врача достаточно противоречив. С одной стороны, он стремился к поиску истины опытным путем. Но с другой, — оказавшись один на один с миром, стал социально неустойчивым, неуверенным, бессильным и одиноким. В культуре Нового временисодержание образа врача составлял профессионализм, прагматизм и рационализм суждений. Именно такую философскую интерпретацию он получил у Ф.Бэкона. Эти черты стали наиболее востребованными и необходимыми личностными качествами врача в ХIХ в., в то время, как человеколюбие, сострадание и бескорыстие становились вторичными качествами врача. В ХХ в. в западной рационально-прагматической культуре сформировался образ врача – борца за биологическую чистоту. С одной стороны, такой образ есть отражение системы господствующих ценностей в культуре, с другой – предостережение будущему поколению о том, что забвение и игнорирование высшими человеческими ценностями ведет к антропологической катастрофе. Яркое философское выражение он получил у Ф.Ницше: врач – это искусный в своем профессионализме человек, мужественный и тонкий психолог. Его сущность выражается в жестком прагматизме: «больной – паразит общества», реализовалась в нацистской Германии. Человечество, потрясенное преступлениями нацистских врачей, испытавшее страх перед медициной теперь желает видеть врача-гуманиста. Появились различные научные концепции, объясняющее гуманистический смысл врачебной профессии. Это социология профессий Т.Парсонса, где отмечается, что профессия врача не может и не должна иметь рыночного характера. Она ориентирована на пациента и отличается от занятий врачеванием, тем, что врач, исходя из клятвы Гиппократа обязан лечить людей, не требуя материального вознаграждения; социология медицины Е.Фрейдсона, которыйсвязывал торжество гуманизма в отношении врача и больного с ликвидацией монополии врачей на врачевание; этика А.Швейцера, который убеждал, что только «благоговение перед жизнью» может возвысить врача до идеалов гуманизма; психоанализ К.Юнга, где образ врача гиппократовской модели оценивается как сложившейся культурный архетип. В настоящее время происходит деконструкция образа-концепта врача, что обусловлено кризисом культуры. Рождается образ врача, содержание которого составляют экономический расчет, либеральные ценности, прагматизм, небрежность, коррумпированность, алчность, высокомерие и др.

Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре.
Профессиональная культура врача – это относительно замкнутая область культуры, в основе которой лежит особый вид профессиональной деятельности, направленный на сохранение физического, психического, духовного здоровья человека и, включающая в себя субъекта профессии, его ценностное сознание, знания и идеалы; артефакты, а также социальные институты, организации и отношения, обеспечивающие целостность, системность и устойчивость этой культуры.

Кроме того, целесообразно рассмотреть такой рельефно проявляющийся в настоящее время феномен как медикализация культуры – сложный социокультурный процесс, связанный с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировало наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, биоэнергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство».

Народная медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе обязательно лежит религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного народа. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. на родине. Примером являются традиционная китайская медицина, традиционная аюрведическая медицина древней Индии, тибетская традиционная медицина.

Целительство — оказание лечебной помощи средствами народной медицины, чаще всего не зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Темы докладов и рефератов

1. Культура как мера развития человека.

2. Философское понятие культуры.

3. Культура и цивилизация.

4. Единство и многообразие культур.

5. Традиция и новаторство в культуре.

6. Социальные и личностные функции культуры.

7. Культура врача.

8. Врач как социальное явление и феномен культуры.

Источник:
http://infopedia.su/8xfdac.html

Ценность – фундамент культуры

Всё значимо и значительно в трудах мыслителя Питирима Александровича Сорокина. Особое место в них занимает концепция социальной и культурной динамики, которую он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества.
Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает своё влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П.А.Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Он подчёркивает в своей четырёхтомной монографии “Социальная и культурная динамика“ (1937–1942): “Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра” [11, 427]. Питирим Александрович Сорокин отмечает, что “войны и революции не исчезнут, а, напротив, достигнут в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях, что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.” [11, 427]. Кризис западного общества, по мнению П.А.Сорокина, это не просто неурядицы в обществе, а это серьёзное явление, потому что затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий” [11, 429].

Давая характеристику всякой великой культуры, П.А.Сорокин отмечает, что культура – это единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают главную ценность. П.А.Сорокин подчёркивает, что именно ценность является фундаментом всякой культуры. “Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают её основополагающие принципы, её главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации”, – обращает наше внимание П.А.Сорокин [11, 429]. Для культуры Запада средних веков главной ценностью был Бог. Именно поэтому всё в жизни общества соизмерялось с данным понятием этой главной ценности. “Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной” [11, 430]. Но ничто не стоит на месте, всё течёт, всё изменяется. Так с конца XII века появляются ростки нового в культуре западного общества: объективная реальность и её смысл чувственны. Только то, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем, и воспринимаем через наши органы чувств), – реально и имеет смысл. На основе этого создаётся новая культура в XIII–XIV веках. П.А.Сорокин подчёркивает, что “объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической” [11, 431]. Но процесс на этом не останавливается. С XVI века данный принцип в культуре становится доминирующим. “Таким образом, – отмечает П.А.Сорокин, – возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и “соответствующей этому миру”. Она может быть названа чувственной.

Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл её сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве, в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей” [11, 431]. Рассматривая далее состояние западного общества П.А.Сорокин обращает наше внимание на то, что “теперешние наши трудности происходят от разрушения чувственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII века и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры. В течение этих веков она вписала наиболее яркие страницы человеческой истории. Однако ни одна из конечных форм, ни чувственная, ни идеациональная, не вечна. Рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступившей нынче в период своего заката. Таков масштаб сегодняшнего кризиса. Однако это не означает полного исчезновения западной культуры и общества, но тем не менее предвещает одну из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни” [11, 435].

Читайте также  Забор из профнастила с откатными воротами и калиткой, цена с установкой от компании Русский Забор

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник:
http://cyberpedia.su/3x4b45.html

— архив учебных работ

именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кондратьева И.Г.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Теоретико-методологические основания изучения

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>трансформации аксиосферы культуры

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Если об определении, структуре и содержании ценности в аксиологии накоплено достаточно материала, то разработанность теоретического, методологического и практического аспектов трансформации аксиосферы, в том числе и на материале художественной культуры, недостаточна.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В теории культуры ценности занимают особое место. П.А.Сорокин считал, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». Культура, по определению Г.Риккерта, «процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития» 1 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Н.О.Лосский определял ценности как «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события», а также главной и побудительной силой в обществе 2 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. По мнению Выжлецова, ценности определяют изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни то, что мы называем культурой народа и общества, и именно так ценности становятся ядром культуры 3 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Вопрос о взаимосвязи развития аксиосферы с развитием культуры видится автору статьи фундаментальным, поскольку ценности являются важнейшими элементами «не только структуры культуры, но и ее исторической динамики» 4 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>История культуры доказывает утверждение взаимообусловленности изменений ценностной парадигмы как содержательного компонента и культурных форм хронологически следующих типов или этапов культуры. Так, матриархальная культура сменяется патриархальной, т.е. аксиоструктура с доминантой женского начала – аксиоструктурой с доминантой мужского, религиозная доминанта ценностей традиционного типа культуры (с доминантами женского характера) – научной доминантой креативного типа (с выраженными «мужскими» параметрами), ценности трансцендентной сферы – ценностями имманентной – через «трансцендентальные» ценности переходных периодов (типов) культуры, определенным образом синтезирующих противолежащие ценности. Через выявление ценностных доминант того или иного исторического периода культуры возможно определение так называемых «женских» и «мужских» периодов. П.А.Флоренский разработал соответствующую им концепцию смены так называемых «средневекового» («ночного») и «возрожденческого» («дневного») типов культуры, в основе которых в первом случае лежит религиозный культ Бога, а во втором – культ человека . При этом первый тип характеризуется такими сущностными чертами, как целостность, органичность, соборность и динамизм, а второй – индивидуализмом, раздробленностью, духовной пассивностью и статичностью, что свидетельствует о регрессе культуры в истории человечества 5 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Й.Хейзинга, определяя ценности как «гиперболическую идею жизни», т.е. признанными в конкретном обществе и соотнесенными с коллективным сознанием, считал их вехами в истории цивилизации, а также то, что расцвет какого-либо исторического типа культуры свидетельствует о равновесии между материальными и духовными ценностями и между самими духовными. Культура же как образ жизни и воплощение нравственно-эстетического идеала не может быть «прогрессивной», так как рано или поздно происходящее искажение идеала и нарушение равновесия ценностей приводит к ее упадку 6 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>М.С.Каган в утверждении о динамике ценностей исходит из понимания динамической структуры иерархии ценностей. Поскольку «в истории культуры соотношение разных ценностей не неизменно, но имеет множество различных конфигураций» 7 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Если рассматривать «историю культуры как процесс развития лежащего в ее основе ценностного сознания» (коллективного – авт.), то выявляется действующий закон ее неравномерного развития (открытый Гегелем), приводящий к изменению аксиоструктуры за счет смены ценностных доминант 8 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. И таким образом на вершине иерархии ценностей оказывается то один, то другой вид ценностей.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>При рассмотрении механизма и закономерностей функционирования аксиосистемы в сознании субъекта выявляется, что в своих оценке и ценностном осмыслении он изначально ценностно ориентирован: в его сознании в процессе социализации образуется и существует некая структура (определенным образом иерархически организованная система) ценностей, исходя из которой, он действует с объектами, постоянно обновляя данную структуру. Макрообъектами деятельности субъекта являются такие формы объективной реальности, как природа, культура, общество и сам человек. Именно от ценностного отношения субъекта к данным формам бытия зависит его иерархия ценностей — от того, какой смысл он вкладывает в понятия природы, общества, культуры и человека, какими функциями их наделяет и какие видит между ними взаимосвязи и общие закономерности развития, как отдельных частей сложной системы бытия, так и ее целостности. Изменение значения какого-либо объекта для субъекта в его сознании ведет за собой изменение его аксиоструктуры.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Причиной же изменения ценностного отношения является способность человека к оцениванию, т.е. к определению значения того или иного объекта, и осуществление деятельности оценивания, в результате чего структура ценностей обновляется и изменяется. В сознании индивида и общества ценностная система модифицируется постоянно, приобретая определенное иерархическое строение, зависящее от изменения соотношения ценностей, от приоритета одних ценностей перед другими.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Таким образом, можно утверждать, что » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>системе ценностей » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (как закономерной и целостностной организации ценностей, соответствующей ценностному сознанию человека) » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>присущ внутренний динамизм » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, и иерархия ценностей субъекта зависит от своеобразия и глубины осмысления им системно и сложно организованного бытия.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Так как сама культура развивается в двух реальных измерениях бытия – пространственном и временном – , то верно утверждение, что и модификация ценностной сферы происходит в данных измерениях. При этом временное измерение может быть рассмотрено в филогенетическом и онтогенетическом масштабах. Применительно к историческому исследованию культуры прежде всего востребован первый, т.е. в нем необходимо рассмотрение культуры социума.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Кроме отмеченной «временной» закономерности в полифоническом «субкультурном» пространстве культуры существует множество ценностных структур, соответствующих определенным субкультурам, диалогически выступающим по отношению друг к другу. Данная закономерность может распространяться и на многонациональные или полиэтнические культуры. Так, культуры восточного типа с его мифологической генетикой и идеей предрешенности судьбы противоположны культурам западного типа, натурценрированным и основанным на свободе личности. Локализация этнокультур в полиэтническом пространстве происходит через матрицу ценностного сознания, близкого в данном контексте понятиям ментальности и этносознания.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Также в пределах одной субкультуры (например, деятелей искусств) одного исторического этапа может наблюдаться выраженная «разноголосица» ценностей, однако она будет свидетельствовать либо о появлении альтернативного варианта аксиоструктуры в будущем, точно также как и об остаточном явлении аксиосферы прошлого, либо о наличии такой интегрирующей ценности данной культуры, которая позволяет безконфликтное сосуществование различных ценностных структур. При этом в таком синхроническом исследовательском срезе необходимо учитывать и пропорциональное соотношение различных типов аксиоструктур, и принадлежность их носителей к определенным поколениям.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Итак, диахроническое филогенетическое изменение ценностной структуры культуры предполагает его неравномерность. В синхроническом рассмотрении каждого историко-типологического периода культуры в целостном аксиопространстве обнаруживается диалогическое взаимодействие ценностных структур различных субкультур или субъектов одной субкультуры. Однако, при всей возможной разнородности наличествующих в культуре аксиоструктур все они объединены общим полем аксиосферы рассматриваемого исторического периода. Можно образно представить данное положение как историческое – «временное» — интегрирование ценностного полиструктурного пространства культуры.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Выяснив обусловленность и некоторые закономерности развития аксиосферы в сфере культуры, необходимо более подробно рассмотреть механизмы и алгоритм ее трансформации в историческом процессе. Для этого привлекаются синергетическая и синергетико-акмеологическая концепции. Опосредованная связь ценностной системы с идеалом предполагает начать рассмотрение ее модификации с изменения «судьбы» идеала, которое определяет, что и система ценностей общества переживает периоды подъема и упадка 9 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Идеализация любого объекта (к примеру, человека) предполагает «освобождение его от присущих ему противоречий (в смысле столкновения противодействующих факторов)», но реализация идеала «устраняя одни противоречия, » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>неизбежно порождает другие » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>». «Поэтому любая система ценностей содержит в себе некий скрытый…порок», после осознания которого происходят попытки его устранения с помощью того же идеала, т.е. сам идеал подвергается различным модификациям. Возникает серия альтернативных вариантов – «версий» – идеала, противоречия между которыми усиливаются, превращая их совместное существование в борьбу уже самостоятельных идеалов и соответственно порождающими ими структурами ценностей – «реализация этих новых идеалов ведет к распаду первичной единой системы ценностей на несколько самостоятельных подсистем». Данные процессы нарастающего антагонизма ведут общество к состоянию глубокого кризиса, но они же усиливают потребность в «новом глобальном идеале», позволяющий преодолеть возникший кризис. Его последующая реализация устраняет систему противоречий и выводит общество из кризиса 10 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>По утверждению Бранского и Пожарского данное взаимодействие идеалов и ценностей описывает «реальную закономерность самоорганизации культуры» 11 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, раскрывающую и другие закономерности данного процесса. Так, новый идеал может не просто отличатся от старого, а стать его противоположностью, но «многие из старых ценностей сохраняют свой ценностный характер и с точки зрения нового идеала», т.к. в сфере ценностей наряду с изменчивостью существует и преемственность 12 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. В результате этого в процессе модификации аксиосистемы можно наблюдать диалектическую спираль – своеобразное возрождение определенных ценностей и идеалов через несколько поколений представителей культуры.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Закономерен вывод, что через трансформацию идеалов можно проследить трансформацию ценностей и культуры – развитие культуры обусловлено динамикой системы соответствующих ценностей.

1 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Риккерт Г. Философия истории. – СПб., 1908. С.68.

2 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Лосский Н.О. Ценность и бытие// Бог и мировое зло. – М., 1994.

3 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> ВыжлецовГ.П. Аксиология культуры. – СПб.,1996.

4 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Докучаев И.И. // Культурологические исследования / 04 – СПб., 2004. С.9.

5 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Флоренский П.А. Сочинения В 4 т. 3(2) – М., 2000. С.386-392.

6 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Хейзинга Йю В тени завтрашнего дня // Homo ludens – М., 1992. С.241-384.

7 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Каган м.с. Философская теория ценности. – СПб., 1997. С.133.

8 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Там же. С.134.

9 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб., 2002. С.48.

10 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Там же. С.51.

11 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Там же. С.52.

12 » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Там же. С.55-57.

Источник:
http://txtref.ru/27805

Темы итогового сочинения

Подборка тем к новым направлениям 2020/21 учебного года.

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

Читайте также  11 рекомендаций как разметить фундамент под баню 7 ФОТО

1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
3) Как исторические события влияют на судьбу человека?
4) Почему нельзя забывать историю своего народа?
5) Как произведения искусства становятся бессмертными?
6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
8) Какие личности остаются в истории?
9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
2) Почему важно быть толерантным?
3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?
4) Может ли человек выжить без общения?
5) Почему люди не понимают друг друга?
6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
10) Почему общество не принимает некоторых людей?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
3) Нужно ли читать книги в XXI веке?
4) Можно ли назвать поколение Z потерянным?
5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
7) Важно ли сохранять связь между поколениями?
8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
2) Как современные технологии влияют на жизнь общества?
3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
5) Сложно ли жить в эпоху перемен?
6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
7) Почему многие люди боятся перемен?
8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

1) Что значит быть совестливым человеком?
2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
5) Каждый ли человек ищет смысл жизни?
6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

В комментариях можете предложить свои темы.

Источник:
http://4ege.ru/sochinenie/60086-temy-itogovogo-sochinenija.html

Итоговое сочинение 2019/2020

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ на тему «Культура»

Дата публикации: 05.05.2020

На страницах классических произведений писатели часто поднимают вопросы, связанные с культурой. Это не случайно, ведь интерес к культуре обогащает внутренний мир человека, а, значит, вопросы культуры напрямую пересекаются с вопросами нравственности, которые так или иначе красной нитью проходят через всю классическую литературу. На сочинении ЕГЭ по русскому языку целый блок тем связан с культурой. Свои рассуждения выпускник может и должен подтвердить идеями классиков. В данном материале собраны основные проблемы и конкретные аргументы из литературы по теме «Культура», которые можно использовать на экзамене.

Отсутствие культуры и бездуховность

  1. Уровень культуры и духовного развития привилегированных слоёв российского общества становится основным объектом критики в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Один из персонажей произведения Стародум предлагает свои классификацию дворян по уровню духовности. Он делит всех на просвещенных, не просвещенных, но богатых душой и тех, кто не просвещен и лишен души. Третью разновидность представляет семейство Простаковых, вокруг которых разворачивается сюжет повести. Митрофанушка и его маменька – это типичные невежды, грубые и глуповатые люди, которых выгода заботит гораздо больше, чем духовные ценности. Совсем другой пример дворянки олицетворяет Софья – девушка с богатым внутренним миром. Её сватают в невесты Митрофанушки, который вместо учебы предпочитает женитьбу, но автор в сюжете своего произведения показывает, что она ему совершенно не пара, и по заслугам наказывает глупую и далекую от культурных ценностей семейку.
  2. В очерке «Леди Макбет Мценского уезда», описывая образ и характер главной героини, Н. С. Лесков указывает, что она «к чтению была не охотница». Тема культуры не является в этом произведении основной, но в контексте она звучит достаточно ярко. Екатерина Измайлова – женщина, далекая от нравственных ценностей и идеалов, которые можно подчерпнуть в литературе. Она и её возлюбленный Сергей легко переступают через моральные ценности и идут на преступления ради своих чувств. Пусть Лесков и показывает «бунт души», но в то же время душе главной героини явно не хватает духовности, что в совокупности с другими факторами определяет её взгляд на мир и объясняет поступки этого персонажа.

Влияние искусства на человека

  1. Тяга к искусству способна изменить жизнь человека и помочь ему найти место в жизни. Так произошло с героем романа Короленко «Слепой музыкант». Петрусь от рождения лишен возможности видеть этот мир, он погружен в царство звуков и проникается миром музыки. Она стала делом его жизни. Слепые люди по-особенному, тонко и глубоко понимают музыку, что неоднократно подтверждалось мировой культурой. Можно привести много примером незрячих людей, которые обнаружили в себе музыкальный талант и добились успехов на этом поприще. Это говорит о том, что даже человек, имеющий проблемы со здоровьем, благодаря культуре может получить новые возможности, вдохновиться и жить полной жизнью.

Истинное и ложное в искусстве

  1. Писатели часто обращаются к проблеме противоречия подлинного искусства и жалкой пародии на него на примере своей родной сферы – писательства и литературной деятельности. Ярким примером служит роман «Мастер и Маргарита», где М. А. Булгаков рассуждает и о том, что есть подлинная литература. В его книге есть два полярных образа литератора. Первый – Мастер, создатель гениального романа, общественность признала его больным и упрятала в сумасшедший дом. Зато поэт Иван Бездомный, автор низкопробной литературы – чувствует себя отлично. Он официально признан литератором, так как является сотрудником МАССОЛИТа. Это организация, где произведения создаются «на потребу» власти. Её руководитель Берлиоз – типичный приспособленец. Не случайно Булгаков «убивает» персонажа уже на первых страницах романа. Автор показывает, что настоящее искусство невозможно загнать в рамки, сломить гонениями и репрессиями, оно не подчиняется идеологии и пропаганде. Символично, что Берлиоза переезжает поезд, а настоящее искусство оказывается вечным, потому что «Рукописи не горят».
  1. Служение искусству или удовлетворение вкусов толпы? На эту тему рассуждали многие великие писатели. Она поднимается в «Театральном прологе» к знаменитому «Фаусту» Гете, раскрываясь в споре между директором театра, режиссером и шутом. У каждого из них своё понимание того, каким должно быть представление. Режиссера волнует лишь то, что понравится аудитории, для клоуна главное — быть смешным, и лишь поэт выбирает служение музам, говорить с позиции истинного искусства.

    Превращение искусства в ремесло, которое приносит деньги и славу – путь многих творцов. От соблазна не смог отказаться герой повести Н. В. Гоголя «Портрет». Некогда нищий художник начинает чувствовать вкус денег , и его произведения начинают всё меньше и меньше иметь отношения к изобразительному искусству, это было «рисование на заказ». Увидев картины подлинного мастера, живописец понял свою ничтожность и тронулся рассудком. Принципиально иное понимание миссии художника демонстрирует главный герой романа «Луна и грош», написанного классиком английской литературы С. Моэмом. Уже в самом названии книги отражено главное противоречие, в котором герой Чарльз Стрикленд выбирает «луну» — то есть свет искусства. Когда-то он был биржевым маклером, но материальная прибыль («грош»), перестала его интересовать, и он бросает всё, чтобы стать художником в подлинном смысле этого слова.

Роль культуры в обществе

  1. Книги являются проводником в мир культуры. На этих бумажных носителях хранятся вечные сюжеты, моральные ценности, уроки прошлого. Всё это имеет большую важность для жизни общества. А каким же будет мир без книг? На этот вопрос в своей мрачной антиутопии попытался ответить Рей Брэдбери. Название у книги показательное – «451 градус по Фаренгейту». Это температура, при которой горит бумага. В мире, созданном фантастом, книги строго запрещены. Диагноз, поставленный автором, очевиден – ничего хорошего от такого общества ждать не приходится. Это пустой и бессмысленный мир, где часть героев «смирились» с необходимостью отказаться от книги, а часть полностью потеряли себя как личностей.
  1. О важности культуры в человеческой жизни и необходимости сохранения культурных ценностей пишет в своем сочинении «Раздумья» знаменитый ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев. Культура формируется веками и передается из поколения в поколения, видоизменяясь, но транслируя не приходящие ценности. Культура, по Лихачеву, тесно связана с памятью, это богатейшее наследие, на котором зиждется общественная жизнь. «История культуры – есть история памяти», — убежден ученый.

Культура поведения

  1. Уровень культуры человека проявляется в его поведении и отношении с окружающим миром. Бездуховный, некультурный и не начитанный человек ведет себя грубо, не стесняется в выражениях. Такие герои предстают перед нами в пьесе «Недоросль». Одному из персонажей Денис Иванович дает говорящую фамилию Скотинин. Не отличаются культурой поведения и госпожа Простакова, и её сын Митрофанушка.
  1. Участь бездуховного и некультурного дворянина ярко и сатирически изображена в сказке «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Герою не нужно было ни о чем заботиться, пока в стране было крепостное право, и он не утруждал себя вопросами культуры, как духовной, так и повседневной. Всё за него делали слуги. Но крепостничество пало, и герой обнажил своё истинное лицо, одичав и становясь всё больше и больше похожим на зверя.

Источник:
http://supersoch.ru/itogovoe-sochinenie-2019-2020/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-ege-na-temu-kultura.html