Компенсационные швы в бетоне

Компенсационные швы в бетоне

Бетонные основания являются наиболее долговечными, надежными и прочными. Однако бетон — капризный материал при формировании конструкций, поверхностей и их эксплуатации. Нагрузки, действующие на материал и в материале, которые имеют разные причины, приводят к растрескиванию монолитной поверхности. Так происходит, если вовремя не принять меры по созданию компенсационных разрезов, которые препятствуют подобным явлениям.

Что такое компенсационный шов?

Это целенаправленное фрагментирование бетонного основания (пол, стена, кровля и пр.), которое ослабляет действие внешних и внутренних сил (напряжений), ведущих к неконтролируемому деформированию и разрушению монолита бетона на всю его глубину. Подобные деформации могут стать причиной снижения показателей характеристик зданий. Компенсационный разрез реагирует и демпфирует изменения геометрии бетонной плиты, состоящей из нескольких независимых фрагментов. Такие швы являются серьезным фактором обеспечения надежности и долговечности сооружений.

Необходимость устройства

Конструкционные элементы построек связаны и постоянно взаимодействуют между собой на фоне того, что здания изменяют геометрические размеры под воздействием перемен в температурно-влажностном режиме эксплуатации, усадки каркаса, осадки твердеющих бетонных монолитов. Все это вызывает напряжения в узлах единой конструкции сооружения, хотя часто подобные изменения геометрии элементов визуально незаметны. Создание разрезов способствует равномерному распределению дополнительно возникающих нагрузок (сил, напряжений) путем компенсации изменений геометрических размеров (расширения, сжатия, скручивания, сдвигания, сгибания и пр.) материала, возникших из-за факторов, действующих на бетон (или в бетоне).

Нагрузки влияют на сооружения всегда, но без сформированных компенсационных швов они влекут за собой ухудшение характеристик фундаментов, возникновение трещин, проявления деформаций конструкций, увеличение внутренних напряжений, сокращение длительности эксплуатации и пр. К примеру, нагрев/охлаждение стен приводит к незначительному изменению их размеров, что в свою очередь создает в материале напряжения. Больше габариты стен — больше и напряжения.

Они вызывают трещинообразование (в стяжках бетона, внутренней отделке), передаются через жестко связанный каркас перекрытиям, балкам, лестницам, фундаменту и пр. Минимальный сдвиг положения стены в очаге напряжения немедленно создаст угрозу целостности жесткой конструкции постройки. Длительность воздействий, их величины могут даже стать причиной разрушения каркаса сооружения. Подвижки и сезонные пучения грунтов также проявляются как фактор разрушения отмосток, если в них не предусмотрены температурные разрезы.

Какими бывают компенсационные швы?

Характер нагрузок, которые должны компенсировать разрезы — основной признак их классификации. Они подразделяются на неподвижные (условно) — технологические и усадочные, а также на осадочные, изоляционные и температурные, деформационные. Перерывы в работах с бетоном сопровождаются формированием технологических разрывов, когда подушка материала, отлитая ранее, примыкает к грани нового участка монолита.

Усадочные разрезы путем фрагментирования плиты ослабляют напряжения растягивания в твердеющем материале, что способствует проходу трещин ниже разреза без выхода на ее поверхность либо проходу разлома по шву. Они компенсируют деформацию и усадку при неравномерной потере влаги разными участками стяжки. Наружными температурными разрезами здания разделяются на секции, что защищает от деформаций, вызванных изменением температуры бетона.

Часто их комплексируют со швами, задача которых — компенсация вертикальных сдвигов в отдельных частях сооружений из-за неравномерности осадки грунтов под постройкой. Деформационные швы разгружают монтажные стыки конструкционных элементов от деформаций скручивания, поперечных и продольных напряжений. Их формируют в местах примыканий пола к колоннам, лестничным маршам, пандусам, бордюрному камню, на изломах плоскостей материала, участках ступенчатого перепада высоты стяжек и пр.

Изоляционные швы обязательно создаются на стыке пола со стенами, лестницами, колоннами и пр. Их задача — пресечение передачи деформаций (температурных, усадочных и пр.) от каркаса сооружения на стяжку пола. Такое разъединение препятствует прохождению ударных звуковых волн внутрь помещений через стяжку и обратно. Температурные швы формируются для компенсации движения грунтов и зданий относительно отмостки. Ее фрагментирование и эластичная привязка к фундаменту обеспечивают демпфирование нагрузок.

Как выполняются?

Используется два метода формирования швов с использованием алмазных или абразивных кругов:

  • монтажный — когда на стадии заливки бетон разделяется на фрагменты с использованием закладываемых на всю глубину плиты демпфирующих материалов (стекло, брус, полимерные ленты, пластиковая вагонка и пр.), которые могут удаляться из шва или оставаться в нем;
  • разрезание — когда твердеющая бетонная плита прорезается на фиксированную глубину, а сформированные швы заделываются полимерными герметиками, мастиками, закрываются специальными конструкциями или оставляются незаполненными. Шаг (ширина полосы) нарезки определяется следующим образом: высота стяжки (в см) умножается на коэффициент «24». Результат — шаг обустройства швов (в см).

Они делаются идеально прямыми, допускается их пересечение только под прямым углом. Вместе с тем стыки рассечений не должны в плане формировать букву «Т». Когда невозможно исключить в плане пересечение швов в виде треугольника, фигуру делают равносторонней. Минимальная ширина швов 0,6 см, которая зависит от высоты слоя искусственного камня. По влажному бетону резка может проводиться уже через 12 — 72 часа после укладки (зависит от температуры воздуха), однако следует исключать ситуацию, когда бетон окончательно высох, и прорезанный край материала осыпается.

Глубина сечений составляет 1/4 — 1/2 высоты плиты. Площадь пола внутри помещений считается неделимой (до 30 м2), когда соотношение сторон такого «прямоугольника» не больше 1:1,5. Большие площадки разделяются усадочными швами на подобные или меньшие по площади участки. Когда монолит имеет длину от 25 м и более, его обязательно пересекают швами. Если дорожки твердеющего материала имеют ширину 3 метра и больше, делаются продольные швы.

На открытых для осадков плитах прорезы делаются с шагом 3 м, а максимальная площадь цельного куска не более 9 м2. Монолиты дорожек (коридоров) рассекаются поперечными швами с шагом до 6 м (обычный шаг — удвоенная ширина укладки материала), а Г-образные повороты фрагментируются на прямоугольники (квадраты). Также прорези разделяют напольные покрытия из различных материалов, основания в помещениях по дверным проемам, места перепада высоты стяжек.

Подобные швы, как и те, что оказываются под паркетной доской, не заполняются, а на открытом воздухе герметизируются. Разрезы плит пола, опоясывающие колонны, должны быть в плане квадратами, углы которых располагаются против плоских граней колонн (квадрат, образованный швами, поворачивается на 45 град. относительно граней колонны). Конструкционная целостность рассеченных оснований обеспечивается специальными системами, помещаемыми в швы или накладываемыми на них. Это профили из металла и уплотнители.

В отмостках пристеночные швы заполняются рубероидом, битумом или герметиком. Отмостка подразделяется на участки по 2 – 2,5 метра, которые пересекаются швами (перпендикулярными стене) на всю глубину заливки бетона. Такой разделитель формируется доской (несъемная опалубка), укладываемой на ребро так, чтобы верхний ее край совпадал с поверхностью опалубки. Доски (толщина до 3 см) обрабатываются горячим битумом, септиком. Также используются специальные ленты из винила толщиной до 15 мм. Затем опалубка бетонируется.

Компенсационный шов в стяжке

Рисунок разрезов, которыми разделяется стяжка, зависит от площади и конфигурации помещения. Пристенные швы имеют глубину на всю высоту стяжки. Их заполняют эластичными прокладками толщиной до 10 мм, силиконом. Также плиты заливки перерезаются на уровне дверных проемов и коридоров, но не на всю высоту материала. Аналогичным образом ее необходимо отделять от лестничного марша.

Если площадь помещения больше 30 м2 или если в нем есть Г-образные участки, она фрагментируется на прямоугольные (квадратные) составляющие со стороной не длиннее 6-ти метров. Установленные в помещении колонны также обособляются разрезами (в форме квадрата) у их основания. Когда стяжка содержит армирование, прорезание делается по границам листов арматурного каркаса.

В середине монолита рассечения обычно привязываются, например, к габаритам плитки, укладываемой на пол (шов должен проходить между ними). В теплых полах стяжка разрезается по границам полей тепловыделяющих элементов. Глубина прорезания определяется ее высотой, а также она зависит от наличия греющих труб в полу. В таких случаях массив бетона рассекается на 1/3 — 1/2 его толщины.

Заключение

Компенсационные швы являются необходимой составляющей формирования каркасов сооружений из бетона и обязательно обустраиваются при создании стяжек. Правильное применение швов — гарантия длительной и надежной эксплуатации зданий, сохранения эстетичности внутреннего декора.

Источник:
http://kladembeton.ru/poleznoe/kompensatsionnye-shvy-v-betone.html

Что такое компенсационный шов в бетоне и как его сделать?

Чтобы предотвратить появление трещин в наливных монолитных поверхностях, необходимо выполнить компенсационные швы в бетоне. Эти деформационные разрезы послужат препятствием от образования деформаций на долговечном, прочном, надежном, но капризном материале для возведения конструкций. Если не сделать операцию по обустройству защитных элементов, то последующие процессы могут привести к разрушению объекта.

Что это и зачем нужны?

Определение

Компенсационный шов — это особым образом выполненное углубление на определенном участке бетонного изделия, которое предохраняет конструкцию от негативного влияния температурных колебаний окружающей среды и подвижек грунта. Это устройство приобрело популярность в регионах с высокой сейсмической активностью, а также его используют для защиты ленточного фундамента.

Внутреннее напряжение бетона — причина появления деформаций в монолитных конструкциях.

Как работают?

Элементы готового сооружения находятся в тесной взаимосвязи между собой. При этом постройки постоянно изменяют свою геометрию под влиянием температурных перепадов, изменения влажности окружающей среды, усадочных процессов стенных конструкций и вызревающих бетонных монолитов. Это приводит к возникновению внутреннего напряжения в основных элементах сооружения, хотя эти изменения сначала визуально обнаружить невозможно. Созданные особым образом швы способствуют равномерному перераспределению нагрузок, которые появляются во время эксплуатации сооружений. Это достигается путем компенсации изменения геометрических параметров материала (расширение, сжатие, скручивание, сгибание, сдвигание), которое возникает из-за причин, действующих на монолит или его внутреннюю структуру.

Читайте также  Нагрузки и воздействия, учитываемые в расчетах оснований

Такие силы воздействуют на бетонные конструкции постоянно, но если не выполнить деформационные швы, нагрузки приведут к следующему:

  • ухудшению эксплуатационных характеристик несущей основы строения;
  • появлению трещин на монолитных поверхностях по всей глубине заливки;
  • проявлению деформаций изделий;
  • увеличению внутренних сил.

Отсутствие такого элемента в конструкции может привести к ее массивному растрескиванию.

Такие факторы способствуют сокращению сроков полезного использования строений из бетона. При этом наблюдается закономерность — большегабаритным конструкция соответствуют большие внутренние силы. Вызванное нагрузками образование трещин передается через жесткий арматурный каркас внутренним конструкциям строения. Несущественное изменение положения несущей стены в центре появления деформационных сил вызывает разрушительные процессы по всему сооружению. Кроме этого, не нужно забывать о сезонных пучениях и постоянной подвижке земли.

Разновидности швов

В строительной практике, основываясь на стандартах проектирования полов, данных в СНиП 2.03.13—88, применяются такие виды защитных углублений:

Изолирующий тип стыка целесообразно делать вокруг колонн.

  • Изолирующие. Основная функция шва — предотвращение передачи деформирующих нагрузок от капитальных конструкций к стяжке пола. Технологический процесс обустройства компенсирующего элемента состоит в прокладывании специального материала вдоль конструкции, которая будет заливаться бетоном. Исходя из этого, такой тип углублений размещают следующим образом:
    • по периметру стен;
    • вокруг колонн;
    • вдоль фундаментной основы.
  • Усадочные швы. Процесс схватывания бетонного раствора происходит неравномерно — в поверхностных слоях он протекает быстрее, чем во внутренних. Это является причиной появления глубинного напряжения, которое приводит к растрескиванию стяжки. Чтобы предотвратить это явление, используя специальное оборудование или закладывая при заливки особые рейки, формируется усадочный шов. Он нарезается по осевым линиям колон, соединяясь с угловыми элементами, расположенными по периметру сооружений. Шов выполняют глубиной до 1/3 мощности бетонной заливки.
  • Деформационный шов конструкционного типа. Применяется при порционной заливке бетона в месте, где приостановились укладочные работы. В качестве материала для обустройства шва используют деревянную рейку, стеклянную полоску или слоя размягченного битума. Эта прокладка одновременно выполняет сглаживание горизонтального перемещения элементов монолитного сооружения.

Наружные компенсационные швы и защитные углубления, выполненные в местах повышенной влажности, обязательно герметизируются.

Правильное обустройство

Инструменты и материалы

Перед началом работ по обустройству компенсационных углублений готовят такой инструментарий:

Для обустройства такого стыка понадобится специальный профиль.

  • Инструмент для нарезания швов. Ручная шлифмашинка со специальными насадками.
  • Компенсационная лента. Демпферный элемент применяется для распределения нагрузок от поверхности стен и высыхающих монолитных полов. Существующий ассортимент такого вида изделий позволяет создать защиту для стяжек.
  • Шнур для уплотнения. Популярный и удобный материал из вспененного полиэтиленового вещества. Существуют две разновидности средства:
    • цельный шнур;
    • трубчатый материал.
  • Мастики, герметизирующие средства. Используются отдельно и в комплексе с полиэтиленовыми шнурами. Мастичный материал на битумной основе применяют для обработки компенсационных швов, выполненных снаружи помещений.
  • Профили для заделки защитных швов. Представленные на рынке строительных материалов эти средства имеют различную конфигурацию, изготовлены из разных веществ. Некоторые разновидности устанавливаются перед заливкой бетонной конструкции в место, предназначенное для формирования защитного углубления. Другие монтируются после созревания монолитной поверхности.

Устройство шва

Компенсирующее углубление выполняется двумя способами. Первый метод проводится в процессе заливания раствора путем установки в рассчитанные места демпферных материалов, которые останутся или демонтируются из углубления. При втором способе нарезается в бетонной поверхности компенсационный шов, который обрабатывается специальными средствами или оставляется в незаполненном состоянии.

Источник:
http://znaybeton.ru/rabota-s-betonom/vazhnye-momenty/kompensatsionnye-shvy.html

Компенсационные швы в бетонных полах. Для чего они и какие бывают

Полы из бетона не напрасно укладывают в любых типах зданий, от жилых до производственных. Прочные и долговечные, они являются прекрасной основой под любое напольное покрытие, верой и правдой служат долгие годы. Однако без подводных камней не обходится даже у самых идеальных материалов. Вот и бетонные полы имеют свойства растрескиваться, если технология их заливки соблюдена не полностью. Такие неприятные явления, если оставить их без внимания, в итоге могут привести к разрушению всей конструкции здания.

Трещины в бетоне – как не допустить?

Трещины в стяжке – настоящая трагедия для строителей. Такой пол уже не является монолитным, его невозможно отремонтировать, легче залить новый, ведь трещины обычно прорезают его на всю глубину. Причина их появления – напряжения, возникающие в твердеющем бетоне. К их возникновению приводит:

  • неравномерное высыхание стяжки;
  • изменение температурного режима;
  • усадка отвердевающего монолита.

Именно поэтому после заливки бетонного пола в нем нарезают компенсационные швы. Это целенаправленно созданные руками человека разрезы, искусственно снимающие напряжения в монолите путем разделения его на отдельные элементы. Важно сделать эту работу вовремя, если пропустить нужный момент, образования первых трещин не избежать и потребуется сложный ремонт бетонного покрытия.

Классификация компенсационных швов

Конструкции сооружений подвержены влияниям внешних условий. На материал, из которого они построены, разрушительно влияют перепады температуры и влажности, во вновь построенном здании идет невидимая глазу, но постоянная усадка отдельных элементов. Поэтому на этапе строительства предусматриваются швы, которые компенсируют воздействия, ведущие к образованию деформаций:

  • температурные – позволяют материалу расширяться свободно, без создания в нем напряжения и без образования трещин;
  • изоляционные – исключают возможность передачи напряжения от несущих стен или колонн стяжке;
  • усадочные – снимают напряжение, возникающее в бетонных конструкциях при их неравномерном застывании, уменьшении в размерах.

Технология устройства швов определена строительными нормами. Однако не только строители, но и рядовые домашние умельцы должны иметь представления об основных правилах их нарезки. Даже если вы не собираетесь устраивать бетонную стяжку своими руками, нелишним будет проконтролировать правильность выполнения работ нанятыми строителями.

Правила устройства швов разных видов

Обычно температурные швы устраиваются в наружных конструкциях здания, особенно подверженных влиянию климатических условий. В стяжке пола они нужны, если по условиям эксплуатации он будет подвергаться постоянным изменениям температуры. Основные требования – ширина не менее 6 мм, совпадение оси с осями колонн, швами подстилающего слоя и перекрывающих плит.

Изоляционные швы обязательны вдоль всех несущих стен, вокруг фундаментов под тяжелое оборудование, колонн. Средняя ширина – 10 мм, устройство тех, что отделяют стены от наливных полов, производится перед заливкой путем укладки изоляционного материала, остальные – обычно нарезаются.

Глубина усадочных швов определяется толщиной монолитного слоя. Они должны разрезать бетонную плиту не менее, чем на 1 треть. Шаг между ними равен толщине стяжки, умноженной на 24. Обычная практика – нарезка монолита на квадраты со стороной от 3 до 6 м.

Способы выполнения компенсационных швов

Нарезка монолитного бетона

Когда местоположение разрезов точно рассчитано, осталось определиться со способом получения швов. В строительной практике применяют 2 основных метода:

  1. Закладка досок, реек, пластика, обработанных антиадгезионным составом, в местах запланированных разрезов. После заливки и застывания бетона они легко удаляются.
  2. Нарезка монолитного бетона машиной с абразивным или алмазным кругом. Выполняется спустя 2 суток после обработки поверхности упрочняющей пропиткой.

Если после заливки бетона на его основании устраивают бесшовное полимерное покрытие, температурные и изоляционные разрезы делают и в полимерных наливных полах, так как колебания температуры воздуха и небольшие подвижки здания происходят постоянно. Усадочные компенсационные швы после полного высыхания монолита и остановки усадочных процессов заделывают полимерными шпатлевками, на эту основу наносят покрытие из полиуретана или эпоксидной смолы.

Материалы, применяемые для герметизации швов

Разрезы выполнены, нагрузки в полах распределены равномерно, возникает другая проблема: открытые отверстия следует немедленно изолировать, иначе в них немедленно начинается накапливание влаги и пыли, размножение патогенных микроорганизмов. Все это в конечном итоге проводит к расслаиванию монолита и его разрушению. Для решения проблемы используют различные материалы:

  • уплотнительные жгуты, имеющие прекрасную эластичность, материал их исполнения – вспененный полиэстер;
  • профилированные ленты, иначе называемые гидрошпонки, их изготавливают из полимеров, в стяжку укладывают непосредственно при заливке бетона;
  • профили, выполненные из морозостойкой резины и металлических направляющих – алюминиевых или стальных, бывают накладными и скрытыми;
  • мастики акриловые, латексные, полимерные – самый популярный способ герметизации деформационных швов, при котором достигается полное обеспыливание и защита от проникновения влаги.

Технология герметизации мастиками

Сразу после нарезки из швов полностью удаляют пыль промышленным пылесосом. Разрезы грунтуют, и только спустя 8 часов после грунтовки, когда поверхность внутри разрезов полностью просохнет, становится возможным внести туда мастику. Для качественной герметизации влажность бетона очень важна. Герметизирующий состав не будет выполнять своих функций, если при его укладке она была выше 4%.

Мастику тщательно смешивают с отвердителем в точных пропорциях, указанных в инструкции. Деформационные швы заполняют полученным составом при помощи рамочного пистолета. Полосу герметика разравнивают узким шпателем, смоченным в мыльном растворе, вровень с напольным покрытием. Мастики, которые используются для герметизации, после окончательного застывания отличаются особой прочностью и эластичностью, они не дают усадки и легко окрашиваются в нужный оттенок.

Источник:
http://pol-zalivka.ru/kompensacionnye-shvy-v-betonnyx-polax-dlya-chego-oni-i-kakie-byvayut/

Швы бетонирования: рабочие, компенсационные, усадочные. Технология работ

Немногие из нас знают, что представляют собой рабочие швы бетонирования. Или для чего нужны швы сжатия и расширения в бетоне и есть ли какие-то правила относительно их устройства в разных случаях. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Один из видов швов делит монолит на участки с четко очерченными границами.

Читайте также  Утепление пола в квартире на первом этаже: как правильно проводится теплоизоляция бетонного покрытия

Рабочие швы

Определение

Рабочим (холодным, строительным) называется шов между схватившимся и новым бетоном внутри монолитной конструкции.

Обратите внимание: холодный шов — явление негативное, поскольку снижает итоговую прочность монолита. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием. Однако в силу технологических, финансовых или организационных причин это не всегда возможно.

Компромиссное решение, позволяющее избежать падения прочности — послойное заполнение опалубки, при котором новый слой выкладывается до схватывания старого.

Правила устройства

Что делать, если бетонирование все-таки приходится выполнять со значительными перерывами? Как сделать максимально прочными, к примеру, рабочие швы при бетонировании фундамента?

По СНиПу за номером 3.03.01-87 в этом случае стоит придерживаться ряда несложных правил.

  • Первое и основное: если бетон успел схватиться, дальнейшие работы по бетонированию выполняются лишь при достижении им прочности не менее 1,5 МПа (150 кгс/см2).
  • Поверхность старого бетона перед возобновлением работ обязательно очищается от цементных пленок. Эта работа может быть выполнена как своими руками (металлической щеткой или ручным инструментом), так и с использованием пескоструйной техники.
  • Для лучшего сцепления настоятельно рекомендуется использовать грунты, клеи или битум.

С фундаментом разобрались. Есть ли какие-то тонкости в устройстве швов более сложных нагруженных конструкций?

Рабочие швы расположатся на уровне низа несущих балок.

Компенсационные

Компенсационные швы в бетоне, как несложно догадаться по их названию, предназначены для компенсации теплового расширения и прочих воздействий, способных привести к появлению трещин. Они полностью рассекают бетонную конструкцию (включая армирование), фактически разделяя ее на несколько независимых монолитов.

  • При длине монолитной конструкции свыше 50 метров.

Любопытно: законодателем в области максимального размера монолита является Британская Энциклопедия бетонщика. Однако на Британских островах климат куда теплее российского, а, значит, и меньше максимальное тепловое расширение. С учетом этого будет куда более разумным придерживаться как минимум вдвое меньших размеров.

  • По периметру монолитного пола (цель — не дать усадке стен и фундамента вызвать растрескивание его поверхности).
  • Вокруг колонн, опирающихся на подсыпку или уплотненный грунт.

На фото хорошо виден шов вокруг опорного элемента металлоконструкции.

И в этом случае, разумеется, есть несколько правил.

  • Термошвы в бетоне должны иметь ширину не менее 6 миллиметров. Инструкция связана с температурным расширением материала: при меньшей ширине ее может банально не хватить при нагреве.
  • Вокруг колонн опоясывающие их швы могут быть как квадратными, так и круглыми. Квадратный разворачивается относительно колонны на 45 градусов (таким образом, чтобы напротив угла колонны он был прямым).

На первых двух рисунках колонны изолированы правильно. На третьем изоляция колонны от стяжки не выполнена. Цена ошибки — трещины в монолите.

  • Получившиеся полости обязательно заполняются герметиком или каким-либо другим изоляционным материалом. Скопление воды, грязи и микроорганизмов приведет к ускоренному разрушению бетона.

Усадочные швы в бетонных полах призваны компенсировать неравномерность высыхания стяжки после ее заливки. Дело в том, что толстый слой бетона сохнет не сразу по всей толщине; верхний слой дает более сильную усадку, в результате чего стяжка пытается деформироваться. Благодаря принудительному делению поверхности на сравнительно небольшие по площади элементы трещины либо не образуются вовсе, либо образуются по уже намеченным линиям (читайте также статью «Армированный бетон: особенности изготовления»).

Они есть и здесь:

  • Карта (фрагмент стяжки, ограниченный усадочными швами) делается квадратной или прямоугольной, с соотношением сторон не более чем 1:1,5.
  • Линии должны быть прямыми, без изгибов и ветвления. В противном случае есть вероятность получить трещину в произвольном месте, а не по размеченной линии.
  • Для внутренних помещений максимальный размер сектора, ограниченного швами, составляет 6х6 метров. Бетонный двор с куда большей дельтой температур и, соответственно, большими колебаниями линейных размеров делится на сектора не более чем 3х3 метра. Бетонная дорожка делится продольным швом при ширине от 3,6 м.

Бетонная площадка поделена на квадратные участки.

  • Г-образные участки пола рассекаются на квадраты и/или прямоугольники.
  • Глубина швов должна составлять 1/4 — 1/3 от толщины стяжки.

Технология

Мы разобрались с технологией устройства рабочих швов, но не затронули способы выполнения компенсационных и усадочных.

Источник:
http://masterabetona.ru/betonirovaniye/168-shvy-betonirovaniya

Как сделать и для чего нужен компенсационный шов в отмостке?

Чтобы дом простоял долго, нужно соблюдать технологии в строительстве. На заключительном этапе возведения здания для защиты фундамента делается отмостка.
Поверхностные дождевые и талые воды не проникают к основанию сооружения. Трава не растет вплотную к стенам, дополнительно не удерживает влагу.
Для увеличения срока службы отмостка должна быть выполнена правильно.

Деформационный шов в отмостке

Почва вокруг дома периодически меняет свой воздушно-газовый режим, вспучивается от мороза из-за содержащейся в ее составе воды, которая увеличивает объем грунта.
Такие движения поверхности создают дополнительную нагрузку на фундамент и воздействуют на отмостку. С целью предотвратить разрушения железобетона, который находится в соприкосновении с землей, при устройстве стяжки в ней делают специальные швы.
Общая структура защитного бетонного слоя вокруг постройки становится менее жесткой, что позволяет ей компенсировать изменения почвы, температуру среды и осадку строения.

Виды деформационных швов

Силы, воздействующие на фундамент и отмостку, имеют различную природу и направления. Поэтому конструкция деформационных швов отличается в зависимости от:

  • климата в месте расположения здания;
  • характеристик почвы;
  • применяемого при строительстве материала.

Покрытие, сделанное из бетона, просыхает и твердеет на различных участках неравномерно. Снизу процесс испарения влаги идет медленнее, чем сверху. В результате этого по центру высота стяжки немного ниже, чем с края.
Такой перекос, имеющий естественное природное происхождение, способствует образованию трещин покрытия из-за возникающих напряжений.

Чтобы избежать разрушения материала отмостки, в промышленном строительстве с помощью орошаемого водой резца швонарезчика делают разрезы. При самостоятельных работах на глубину, равную 1/3 ширины покрытия, закладывают рейки, которые потом удаляют.

Образовавшееся расстояние делает напряжения растягивания более слабыми. Усадка полностью отрабатывается, или образуются трещины вдоль разрезов, что разделяет поверхность на секции, независимые друг от друга.

Температурные

Чтобы компенсировать температурные колебания, которые приводят к сжатию или расширению материала из бетона, также устраивают швы в расчетных местах слоя. Их делают во всех железобетонных элементах построек, кроме фундамента.
Такой тип предотвращения разрушений требуется в регионах, где большая сезонная разница температур. Перед заливкой между стеной и стяжкой прокладывают не толстые доски, а рубероид, демпферную ленту.
Согласно нормам, если у дома предусмотрены колонны, то вокруг столбов тоже оставляют расстояние.

Компенсационный шов в отмостке делит ее структуру на независимые изолированные части. Это позволяет избежать разрушений при неравномерной осадке здания, вызванной разницей в весе отдельных элементов постройки и неравномерностью характеристик рельефа и грунта.
Для создания швов такого рода существуют специальные профили. Их делают для потолков и стен, пешеходных дорожек. Можно использовать и для отмостки.
Конструкции можно применять при различных покрытиях стяжки (керамогранит, бетонная или керамическая плитка). Профильные элементы ставятся совместно с гидроизоляцией деформирующих швов.

Сейсмические

Задумываться о необходимости устройства такого типа швов следует, если домовладение находится в регионе с повышенной сейсмической активностью.
Технологии производства термопластичных эластомеров, ПВХ, нержавеющих сталей и алюминиевых изделий позволили промышленности создать специальные профили, которые при установке в бетонные стяжки делают всю конструкцию подвижной.
Небольшие горизонтальные или вертикальные деформационные сдвиги земной коры не разрушают поверхность отмостки.

Нюансы правильного создания

Чтобы защитная стяжка вокруг дома служила больше 1 сезона, и не требовала переделки каждый год, строителю нужно учесть:

  • особенности земельного участка с точки зрения геологии и рельефа;
  • систему стока и отвода воды;
  • необходимость и расположение компенсационных швов различного типа;
  • нужные размеры и материал отмостки.

Если поверхность будет входить в пешеходную зону, следует рассчитать возможные дополнительные нагрузки. Внешнее покрытие может играть не только декоративную роль, но и улучшить общую прочность и износостойкость.
Расстояние между швами в отмостке в среднем принимают 2-2,5 м. Более точные расчеты может сделать специалист, который примет во внимание материал стен и характер фундамента. Для деревянных домов с облегченным основанием из бетона расстояние, тип шва, и его ширина будут отличаться.

Заполнение швов

После того как бетон застынет, и будут вынуты доски и рейки, лентой из вспененного полиэтилена или строительным герметиком нужно заполнить швы.
В промышленных бетонных полах для заполнения деформационных швов используют гибкий профиль, представляющий собор шнур из пластифицированного ПВХ. Его производят длиной до 500 м и шириной до 6 мм.
Заполнять швы герметиком можно через 60-90 дней, а шнур нужно укладывать в течение недели.

Изоляция швов

Для того чтобы в цокольный этаж, подвал, к фундаменту не попадала влага, компенсационные швы нужно от нее изолировать. Если под отмостку будет протекать вода, то вся работа по ее созданию окажется бесполезной, а бетон вокруг дома будет играть только декоративную роль.
Варианты гидроизоляции рассчитывают исходя из характера разрезов, давления воды, максимальной деформационной нагрузки:

  1. Применить полимерные или резиновые уплотнители.
  2. Поместить в разрез гернитовый жгут.
  3. Закрыть разрез гидрошпонкой.
  4. Поставить профильные конструкции, сделанные специально для этой цели.

Наиболее недорогим способом будет установить уплотнители из вспененного полиэтилена, которые обладают хорошей эластичностью, легко сжимаются.
На бетонной поверхности швы также заливают мастикой. После того как она затвердеет, получается материал, обладающий свойствами резины. Чтобы смесь выровнять, используют мягкий шпатель.
Гидрошпонка – профилированная лента, сделанная из полимеров и резины. Это лучший способ герметизации швов, лента обладает такими достоинствами, как простота укладки, долгий срок службы, эластичность и высокая прочность.

Читайте также  Скотч для пароизоляции (30 фото): выбираем ленту для проклейки углов и стыков гидроизоляции, особенности бутилкаучуковой двухсторонней

Как в отмостке сделать компенсационные швы?

Чтобы разделить монолитную структуру плиты на отдельные блоки (карты), сначала укладывают на подготовленное из щебня и песка основание гидроизолирующий слой, затем электросварную противоусадочную армирующую сетку. На нее ставят и закрепляют разделительные перегородки.
Варианты исполнения компенсационного шва:

  1. Можно между фундаментом и отмосткой, и поперек прицокольной ленты уложить слой рубероида, стекла, пластика, полимерной пленки, дерева, чтобы не дать материалам сцепиться.
  2. Другой способ состоит в том, что нарезают деформационные швы машинкой, используя алмазный или абразивный круг.

Конструктивные особенности отмостки

Из всех видов обустройства отмостки самый надежный и наиболее простой способ ее сделать – использовать бетон. Для этого:

  1. Первым делом следует нанести границы, определяющие периметр конструкции.
  2. На штык лопаты снять грунт.
  3. Утрамбовать и выровнять дно траншеи.
  4. Рубероидом выполнить гидроизоляцию с напуском 15-20 см.
  5. Насыпать щебень и песок, снова уплотнить трамбовкой.

Компенсирующие швы создаются с помощью ленты, сделанной из винила, или брусков внутри опалубки.
После этого заливается первый слой бетона (5 см), сверху него укладывается армирующая сетка после схватывания раствора. Заливается верхний слой с формированием уклона от стены.
Если грунтовые воды проходят высоко, то заглублять опалубку нужно на 40-50 см и проложить на дно дренажную трубу.

Зачем нужен демпфирующий шов, и как его правильно сделать?

Последнее время для создания противоосадочных и температурных разрезов используется демпферная лента, которая компенсирует линейные деформации железобетона или раствора.
Под воздействием тепла цементная стяжка расширяется на 0,5 мм/м. За счет этого она давит на стену здания, и возникающая дополнительная нагрузка приводит к тому, что в стяжке образуются трещины, выпуклости и сколы.
Демпфирующий шов, который дает лента, отличается тем, что:

  • компенсирует напряжения в широких пределах;
  • обладает хорошей теплоизоляцией;
  • его легко скрыть за счет внешней отделки поверхности.

Ленту укладывают перед тем, как залить бетон, между стяжкой и стеной (цоколем, фундаментом), закрепляют с помощью клея.

Компенсационный шов в стяжке

Чтобы компенсировать изменения геометрии бетонной плиты, ее делают из нескольких частей. Это позволяет снимать внутренние напряжения, свойственные единой конструкции, при воздействии тепла, влаги, изменений в почве.
В некоторых случаях деформационный разрез образуется за счет перерывов в бетонировании, т.е. объединяется с технологическим швом. В остальных ситуациях требуется специальное создание полостей.
Например, при устройстве в доме теплых полов демпфирующие и деформационные разрезы в стяжке просто необходимы. Также их нужно делать на стыке пола с колоннами или лестницами.

Если у отмостки вместо опалубки сразу устанавливается бордюрный камень, между ним и бетоном тоже предусматривается прокладка из изоляционного материала.

На участках, где есть перепад уровней бетона, раствора, или изменение структуры материалов, в дверных проемах, тоже необходимо делать разделяющую полость.
Во внутренних помещениях, если поверхность будет закрываться паркетной доской, то герметизировать швы необязательно. Но на открытом воздухе нужно заполнять швы.

Когда заложить компенсационные швы?

Разделители ставятся на этапе монтажа опалубки вдоль стены и через каждые 2-2,5 м. Самый первый шов делается в месте стыка цоколя дома и отмостки по длине всего здания.
Остальные монтируются перпендикулярно фундаменту постройки, поперек заливаемой ленты. Деформационный шов делают шириной 1-2 см.

Вдоль дома можно проложить демпферную ленту:

  1. При использовании такой ленты после укладки нужно несколько раз провести по ней валиком. Она лучше прижмется к стене, разгладятся небольшие дефекты, улучшится схватывание клея.
  2. Компенсатор крепится на стену после удаления защитного слоя, который использует производитель перед сматыванием ленты в рулон.
  3. Ленту укладывают так, чтобы она выходила чуть выше бетонного слоя.
  4. Впоследствии ее можно оторвать по технологическим надрезам или срезать ножом. При укладке ленту нельзя натягивать, чтобы обеспечить равномерную толщину по всей длине.

Г-образные участки поверхности нужно разделить швами на прямоугольники. Желательно рассчитать схему расположения так, чтобы облицовочный материал перекрывал разрезы.
В случае если деформационные полости не сделаны на этапе заливки, то в течение 12-72 часов по влажному бетону можно сделать разрезы, используя болгарку с широким кругом. Прорезать плиту нужно на 20-30% высоты.

Заключение

При создании стяжек и отмосток устраиваются компенсационные швы, которые защищают железобетон от растрескивания и разрушения под воздействием осадки здания, колебаний температуры или движения грунта.
Правильное их исполнение обеспечивает надежную и длительную эксплуатацию сооружения, способствует сохранению внешней отделки без ремонта на долгое время.

Источник:
http://tplitka.com/otmostka/kompensatsionnyj-shov

Швы бетонирования: рабочие, компенсационные, усадочные.

Немногие из нас знают, что являются рабочие швы бетонирования. Либо для чего необходимы швы сжатия и расширения в бетоне и имеется ли какие-то правила относительно их устройства в различных случаях. Давайте давайте разберемся в данном вопросе.

Рабочие швы

Определение

Рабочим (холодным, строительным) называется шов между схватившимся и новым бетоном в монолитной конструкции.

Обратите внимание: холодный шов — явление негативное, потому, что снижает итоговую прочность монолита. Совершенный случай — в то время, когда целый количество опалубки заполняется в один прием. Но в силу технологических, денежных либо организационных обстоятельств это не всегда вероятно.

Компромиссное решение, разрешающее избежать падения прочности — послойное заполнение опалубки, при котором новый слой выкладывается до схватывания ветхого.

Правила устройства

Что делать, в случае если бетонирование все-таки приходится делать со большими перерывами? Как сделать максимально прочными, к примеру, рабочие швы при бетонировании фундамента?

По СНиПу за номером 3.03.01-87 в этом случае стоит придерживаться ряда несложных правил.

  • Первое и главное: в случае если бетон успел схватиться, предстоящие работы по бетонированию выполняются только при достижении им прочности не меньше 1,5 МПа (150 кгс/см2).
  • Поверхность ветхого бетона перед возобновлением работ в обязательном порядке очищается от цементных пленок. Эта работа возможно выполнена как своими руками (железной щеткой либо ручным инструментом), так и с применением пескоструйной техники.
  • Для лучшего сцепления настоятельно рекомендуется применять грунты, клеи либо битум.

С фундаментом разобрались. Имеется ли какие-то тонкости в устройстве швов более сложных нагруженных конструкций?

Компенсационные

Компенсационные швы в бетоне, как несложно додуматься по их названию, предназначены для компенсации теплового расширения и других действий, которые могут привести к появлению трещин. Они всецело рассекают цементную конструкцию (включая армирование), практически разделяя ее на пара независимых монолитов.

  • При длине монолитной конструкции свыше 50 метров.

Любопытно: законодателем в области большого размера монолита есть Английская Энциклопедия бетонщика. Но на Английских островах климат куда теплее российского, а, значит, и меньше большое тепловое расширение. С учетом этого будет куда более разумным придерживаться как минимум в два раза меньших размеров.

  • По периметру монолитного пола (цель — не дать усадке стен и фундамента привести к растрескиванию его поверхности).
  • Около колонн, опирающихся на подсыпку либо уплотненный грунт.

И в этом случае, очевидно, имеется пара правил.

  • Термошвы в бетоне должны иметь ширину не меньше 6 миллиметров. Инструкция связана с температурным расширением материала: при меньшей ширине ее может банально не хватить при нагреве.
  • Около колонн опоясывающие их швы смогут быть как квадратными, так и круглыми. Квадратный разворачивается относительно колонны на 45 градусов (так, дабы напротив угла колонны он был прямым).

  • Оказавшиеся полости в обязательном порядке заполняются герметиком либо каким-либо другим изоляционным материалом. Скопление воды, грязи и микроорганизмов приведет к ускоренному разрушению бетона.

Усадочные швы в цементных полах призваны компенсировать неравномерность подсыхания стяжки по окончании ее заливки. Дело в том, что толстый слой бетона сохнет не сходу по всей толщине; верхний слой дает более сильную усадку, в следствии чего стяжка пробует деформироваться. Благодаря принудительному делению поверхности на относительно маленькие по площади элементы трещины или не образуются вовсе, или образуются по уже намеченным линиям (читайте кроме этого статью «Армированный бетон: изюминки изготовления»).

Они имеется и тут:

  • Карта (фрагмент стяжки, ограниченный усадочными швами) делается квадратной либо прямоугольной, с соотношением сторон не более чем 1:1,5.
  • Линии должны быть прямыми, без изгибов и ветвления. В другом случае имеется возможность взять трещину в произвольном месте, а не по размеченной линии.
  • Для внутренних помещений большой размер сектора, ограниченного швами, образовывает 6х6 метров. Цементный двор с куда большей дельтой температур и громадными колебаниями линейных размеров делится на сектора не более чем 3х3 метра. Цементная дорожка делится продольным швом при ширине от 3,6 м.

  • Г-образные участки пола рассекаются на квадраты и/либо прямоугольники.
  • Глубина швов обязана составлять 1/4 — 1/3 от толщины стяжки.

Технология

Мы разобрались с технологией устройства рабочих швов, но не затронули методы исполнения компенсационных и усадочных.

Источник:
http://blog-oremonte.ru/stroitelstvo/shvy-betonirovaniia-rabochie-kompensatsionnye-usadochnye.html