Грамотность лишь начало культуры первая ступень ее фундамент ее развития

Дистанционное обучение

Вопросы по темам к зачёту по литературе для 11класса.

1) Уровень (удовлетворительно «3»)

В чём смысл спора о назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»? И какова авторская позиция?

2) Уровень (хорошо «4», дополнительно к первому вопросу).

Как в семье Мелеховых отразились социальные потрясения революции и гражданской войны?

(по роману М. Шолохова «Тихий Дон»).

3) Уровень 3-й (отлично «5», дополнительно к первому и второму вопросу)

В чём живучесть шариковщины как социального и морального явления? (по сатирической повести М. Булгакова «Собачье сердце»).

Зачёт по русскому языку для 11 класса . ( 1-й уровень, оценка «3 », удовлетворительно).

1. Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Любить (?) значит страдать.

2) Жить (?) Родине служить. (пословица).

3) Летний вечер (?) тих и ясен… (А. Фет).

4) Врага уничтожить (?) большая заслуга, но друга спасти (?) это высшая честь. (А. Твардовский).

5) Грамотность (?) ещё не есть предел культуры для человека. Грамотность (?) лишь начало культуры, первая ступень её, фундамент её развития. ( Н. Асеев).

2. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Погода была чудная (?) солнечная (?) тихая (?) с бодрящим (?) свежим воздухом. (Л. Толстой).

2) Грачей пролётные стада кричат и весело (?) и важно. (И. Бунин).

3) Были и лето (?) и осень дождливы. (В. Жуковский).

4) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых (?) так и для детей. (С. Маршак).

3. Расставьте знаки препинания.

1) И над всем (?) над домами, над пожарной каланчой, над старым городским садом (?) над всем синело прозрачное чистое предутреннее небо.

2) Всё имущество (?) ружья, продовольствие, запасная одежда (?) всё, что находилось в лодке, погибло.

3) Всё вокруг (?) и берега (?) и избы (?) и далёкие синие холмы (?) и небо с высокими-высокими облаками(?) весь мир поплыл, казалось, назад и стал опрокидываться.

4) И всё вокруг показалось мне таинственным (?) и вершины ёлок (?) и метнувшаяся в сумраке сова (?) и неторопливый шорох пробежавшего неподалёку барсука.

4. Расставьте знаки препинания.

1) Надежду и пловца (?) всё море поглотило.

2) Мне нужны такие вещи (?) молоток, тиски и клещи, ключ, напильник и ножовка, а всего нужней сноровка.

3) И всё вокруг (?) и жнивья (?) и дорога (?) и воздух (?) сияло от низкого вечернего солнца.

5. Укажите предложения с обособленными определениями.

1) Очень богат русский язык словами (?) относящимися к временам года (?) и к природным явлениям (?) с ними связанным.

2) Необходимо было выслушать всех (?) вступивших в прения.

3) В длинном своём платье (?) со шляпой на голове (?) зелёным вуалем (?) и распущенными кудрями (?) вошла она в переднюю. (И. Тургенев)

4) Оглушённый тяжким гулом (?) Тёркин никнет головой. (А. Твардовский)

6. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.

1) Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит (?) сверкая и журча.

2) Что, сударь, платите? Живите-ка (?) смеясь. (А. Грибоедов).

3) Двое людей мечтали (?) покачиваясь в лодке на воде (?) и задумчиво поглядывая вокруг себя.

4) В шестой класс Лёньку перевели без экзаменов (?) благодаря воспалению лёгких.

5) Татьяна любит (?) не шутя.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утопая в снегу (1) пробираясь с трудом сквозь подлесок и бурелом (2) понурив голову (3) брела олениха. (В. Песков).

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 2, 3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах (1) стоял он минут десять (2) не шелохнувшись (3) зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь, не видный на тёмном фоне неба. (А. Фадеев)

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 2, 3

9. Укажите предложения, в которых нужно поставит запятую.

1) Узенькая (?) в две сотни метров (?) ленточка плацдарма тянулась по берегу Днепра. (Ю. Бондарев)

2) В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие (?) именно встреча Кити с Вронским. (Л. Толстой)

3) Он выстрелил (?) да промахнулся.

4) Я обещал приехать завтра (?) в десять часов утра.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Однажды весною (1) в час небывало жаркого заката (2) в Москве (3) на Патриарших прудах (4) появилось два гражданина. (М. Булгаков)

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1,2

11. Укажите предложения с запятыми при сравнительном обороте.

1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят (?) как жених. (А. Пушкин)

2) Как дым (?) рассеялись мечты. (М. Лермонтов)

3) Он совсем (?) как взбесившийся стал.

4) Я буду откровенна с вами (?) как мать. (А. Чехов)

12. Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.

1) Ничто человек так глубоко не прячет (?) как мечту

2) В стихах Пушкина собраны (?) как в магическом кристалле (?) все необыкновенные качества нашей речи

3) Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и (?) точно белый лепесток на паутине замирает.

4) – Старайтесь смотреть на меня (?) как на пациента, одержимого болезнью, вам ещё неизвестной. (М. Лермонтов)

13. Вставьте, где необходимо, запятые.

1) Во время частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы (?) и скрипело от ветра окно. (К. Паустовский)

2) Осенняя дымка висела над Невой (?) и в этой дымке золочёной иглой мерцало легендарное Адмиралтейство. (К. Паустовский)

3) Весна начинается медленно (?) и осень незаметно подкрадывается. (М. Пришвин)

4) Из угрюмого враждебного неба льёт дождь (?) или мокрый падает снег. (В, Вересаев)

5) Меня пробирала дрожь (?) и начинало клонить ко сну. (Л. Толстой)

14. Расставьте необходимые знаки препинания.

1) Хлынет дождь (?) и засверкает весь речной берег.

2) Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными (?) но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Лермонтов)

3) Когда Аню провожали домой (?) то уже светало (?) и кухарки шли на рынок. (А. Чехов)

4) Сон одолел меня (?) и я заснул в каком-то блаженном упоении. (С. Аксаков)

5) Утки вдруг поднимались кверху (?) и с криком улетали. (И. Тургенев)

15. Расставьте необходимые знаки препинания.

Читайте также  Облицовочный кирпич: какой лучше, как правильно выбрать и сколько стоит лицевой кирпич?

1) Нет таких звуков, красок, образов (?) для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения

2) Мне хотелось одного (?) чтобы я поскорее выбрался из леса.

3) Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал (?) мы этого не знаем.

4) Пока он говорил (?) Щавинский внимательно наблюдал за ним (А, Куприн)

5) Пахарь ли песню вдали запоёт (?) долгая песня за сердце берёт. (Н. Некрасов)

16. Вставьте, где необходимо, запятые.

1) Теперь мне оставалось (?) во что бы то ни стало доказать свою правоту.

2) 2) Я спал и не слышал (?) ни как пришёл отец (?) ни как он ушёл.

3) Отец толковал мне (?) что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам

4) Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой (?) потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока (?) из которой (?) когда подъезжала бричка (?) с криком вылетело три бекаса.

5) Вся моя мысль в том (?) что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу (?) то людям честным надо сделать то же самое. (Л. Толстой)

17. Расставьте необходимые знаки препинания.

1) Редел на небе мрак глубокий (?) ложился день на тёмный дол (?) взошла заря. (А. Пушкин)

2) Я не ошибся (?) старик не отказался от предлагаемого стакана. (А. Пушкин)

3) Всю дорогу до хутора молчали (?) говорить мешала тряская езда. (А. Чехов)

4) Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лёд (?) по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский)

5) Игнат спустил курок (?) ружьё дало осечку. (А. Чехов)

18. Укажите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки. (уровень 2-й, оценка «4» , хорошо)

1) Он (князь Андрей) редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Толстой)

2) Я подумал, что если бы мой друг жил чуть ближе, мне не пришлось бы ждать автобус.

3) Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге. (А. Азимов)

4) Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. (А. Куприн)

19. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал.

2) Естественно, правила приличия требовали, чтобы внешне всё выглядело, как всегда, благопристойно, но я несколько раз спрашивал себя: «Так ли уж трудно собравшимся сохранять спокойствие?» (А. Кристи)

3) Иван Ильич почувствовал, что, когда все самые важные люди оказались у него в руках, они стали ему безразличны.

4) Утром альпинисты начали подъём, который как они рассчитывали не был особенно трудным.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасности (3) она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан (5) и мне постоянно будет угрожать несчастье (6) которое я уже испытал. (А,-Ф. Прево)

1) 1, 3, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 6 4) 1, 4, 6

21. В каком варианте ответа правильно указано количество грамматических основ в предложении?

Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась чёрная точка лодки, которая возникла ниоткуда, а потом не двигалась никуда.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

22. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

1) «Скоро я уезжаю, — сказал он и, помолчав, добавил: — Навсегда».

2) Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

3) «Где же спасатели? Времени у них было предостаточно, — решил Кливи. – Почему их ещё нет?» (Р. Шекли)

4) «Холодновато у вас» — сказал приезжий и, присев на стул, ещё сильнее закутался в медвежью доху.

23. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Эта музыка, к которой я никогда не мог оставаться равнодушным, снова поразила меня.

2) В центре романа – герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.

3) Приложение – особый вид определения, который выражен существительным или словосочетанием.

4) Хлынул дождь, и мы бросились к сараю, который стоял на краю села.

24. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Выглянувшее солнце из-за тучи осветило нас.

2) Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

3) В лесу дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.

4) Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным

25. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осуществив заказ товаров, …

1) …заказанные вами товары доставляются нами в указанное вами место и время для того, чтобы вы могли с ними ознакомиться и принять решение о покупке.

2) …вы не принимаете на себя никаких обязательств по их покупке.

3) …мы привезём их вам на дом.

4) …их список уже нельзя изменить.

26. Дополнительное (3-й уровень, оценка «5» , отлично ). Спишите, сделайте синтаксический разбор и постройте схемы предложений. Определите вид придаточных. Укажите особенности глагола-сказуемого в односоставном предложении.

1) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан. 2) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

27. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений и тип подчинительной связи.

Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа , где русских картин было немного.

28. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений и тип подчинительной связи.

Все хотели знать как он путешествовал что видел и испытал.

29. Исправьте стилистические ошибки в предложениях.

1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной.

2) Алёша спросил, что хочу ли я слушать его рассказ.

3) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

4) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

30. Найдите речевые ошибки и исправьте предложения.

1) Чехов писал, что «я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».

2) Обломов, обречён на постоянную праздность, ничего не делал.

Читайте также  Пленки для защиты металлической кровли от влаги изнутри

3) Читая рассказы Татьяны Толстой, мне вспоминались сказки, представлялись чудесные картины.

4) Чичиков подъехал к дому Собакевича, который отличался завидной крепостью.

31. Диктант с грамматическим заданием. (выполняется в классе). Примерный текст диктанта.

Лев Толстой – наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, — одна из самых замечательных книг нашего времени. Дух эпоса веет в этом обширном произведении, где мастерски обрисован общественный и частный быт России в первые годы нашего века. Целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения при Москве), целый мир, множество типов, схваченных живьём, из всех кругов общества, развёртываются перед читателем. Способ, каким граф Толстой обрабатывает свой предмет, столь же своеобразен, как и нов; это – не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не метод Александра Дюма. Граф Толстой – русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и причудливость некоторых оценок, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа, вообще о русской жизни, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего изменить; здесь есть исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки; это – непреходящее… Это – великое произведение великого писателя, — это подлинная Россия.

Источник:
http://xn--8-0tbal0b.xn--p1ai/Zaochnoe_obychenie/11m/11m-do-rus.php

Диктант как средство формирования орфографических навыков младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление особенностей различных видов диктантов и составление определенной системы использования этих видов как средства формирования орфографических навыков при изучении глагола.
Задачи:
рассмотреть понятия, связанные с формированием орфографических навыков учащихся начальной школы;
дать психолого — педагогическую характеристику младшего школьника;
показать особенности формирования орфографических навыков в системе изучения русского языка;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………… 3

Грамотность еще не есть предел культуры для человека.

Грамотность лишь начало культуры, первая ступень ее, фундамент ее развития.

Проблема обучения детей правильному, грамотному письму всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по — прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения, и не только начального.

Говоря о задачах преподавания русского языка в школе, нужно подразумевать овладение учащимися нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм.

Норма — это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.1

Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

  1. орфографическая грамотность выступает составной частью общей

языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.2

Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме.3

Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. В исследованиях Д.Н.Богоявленского и других психологов раскрыт процесс автоматизации

сознательных действий при выработке орфографического навыка.

По Богоявленскому, автоматизация сознательных действий включает: во — первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во — вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в — третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса, в — четвертых, усовершенствование приемов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений.4

Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений. Она строится прежде всего с учётом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка. Система предполагает выбор упражнения и последовательное предъявление упражнения.

Специальным методом обучения орфографии являются диктанты. Диктант — это одно из наиболее употребительных письменных грамматико -орфографических, аналитико — синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, то есть воспринятого на слух текста или отдельных его элементов, а также зрительно воспринятого. Диктант — одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико — орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся. Роль диктанта при обучении русскому языку значительна, и её нельзя недооценивать.

Невысокий уровень орфографической грамотности школьников — факт общеизвестный, и это не может не вызывать тревоги. Решение данной проблемы важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

Итак, проблема заключается в формировании орфографических навыков младших школьников и использовании различных видов диктантов как специального метода обучения орфографии.

Источник:
http://student.zoomru.ru/pedagog/diktant-kak-sredstvo-formirovaniya-orfograficheskih/297022.3498704.s1.html