Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры аргументы

7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин)

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры

Глава 2. Основные школы и концепции культурологии

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899—1968). В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Каждая из таких культурных сверхсистем, по словам Сорокина, «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и должного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением» (Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. — N.Y. 1937-1941. Vol. 1. P. 67).

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. А. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.

Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. В этой культуре, по его словам, «господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям» (Сорокин П. Социодинамика культуры // Человек.

Цивилизация. Общество. — М., 1902. С. 430). К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру Брахманской Индии, Буддийскую и Лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI века до н. э.

Идеалистическую систему культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. «Ее основной посылкой, — пишет Сорокин, — было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный, и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия» (Там же. С. 431). К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII—XIV столетия, а также древнегреческую культуру V—IV вв. до н. э.

Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего» (Там же. С. 430). Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. >

Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Этот вывод основывается на том, что «ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. Когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными»» (Там же. С. 433). П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.

Источник:
http://cult-lib.ru/doc/culture/lectures-radugin/011.htm

Ценности и идеалы – фундамент культуры.

Аксиология (от греч. axia – ценность) – раздел философии, изучающий ценности. Ценность – значимость для человека или группы какого-либо объекта, выступающая ориентиром человеческого поведения. Ценности представляют собой разделяемые обществом убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Это представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Ценности всегда идеальны (не материальны). Ценность – это не вещь, а ее значение. Когда мы говорим о материальных ценностях, то имеется в виду значимость материальных объектов, а не то, что сами ценности материальны.

По содержанию можно выделить следующие типы ценностей:

Биологические ценности( сама жизнь, здоровье, рождение детей).

Социально-политические (напр.,свобода, равенство, справедливость).

Духовные: познавательные;эстетические;религиозные;этические.

Идеалпредставление о совершенстве, являющееся высшей целью и ориентиром человеческой деятельности. Идеал – это абсолютное воплощение какой-либо ценности. Например, если справедливость считается ценностью, разделяемой в обществе, то идеалом, т. е. конечной целью является абсолютно справедливое общество; если ценностью является знание, то идеалом является абсолютное знание.

Идеал и ценность отличаются своим отношением к действительности. Идеал есть нечто недостижимое или достижимое лишь в бесконечности. Он, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему.

Ценности и идеалы являются фундаментом каждой конкретной культуры, определяют ее лицо. Эту мысль развивал выдающийся русский-американский философ Питирим Сорокин (1889-1968).Он разъяснял это на примере культуры Запада Средних веков. Главной ценностью этой культуры являлся Бог. Соответственно все важные ее разделы выражали данную фундаментальную ценность. Архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, этика служили главной цели – достижению единства с Богом. Для современной культуры главной ценностью является материальный мир. Она исходит из принципа, что реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Соответственно, на принцип «вещности» опираются все стороны жизни данной культуры — ее политика и экономика, искусство и литература, этика и право.

Система ценностей является основным регулятором человеческой деятельности, от нее зависят мысль, творчество и верования представителей каждой культуры.

6) Врач как социальное явление и феномен культуры.Феноменальность врача в культуре объясняется особенностью его профессиональной деятельности. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется гносеологическим, праксиологическим, психофизиологическим, экономическим, аксиологическим аспектами, которые подчеркивают многогранность его образа.
Каждый из них раскрывает определенную содержательную сторону врачебной профессии, в целом позволяют понять врача в культуре. Врач как качество личности определяется уровнем его профессиональной подготовки, опытом, знаниями, умениями, квалификацией, а так же общественными отношениями в сфере профессии. Специфика врачебной деятельности формирует особое врачебное и клиническое мышление, психологические черты личности, которые проявляются в различных формах его бытия.

Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии врач оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной, а также понимание этого образа в различных исторических типах культуры.

Раскрываются основные исторические типы образа врача и их отражение в философии. В первобытной культуре формой врачебной деятельности было коллективное врачевание, отличающееся синкритичностью. В поздней родовой общине на основе мифологических воззрений появляется жречество и магия, для которых было характерно сакральность и символичность. Для первобытного человека врачеватель был своеобразным символом, выражающим мужество, выдержку, бесстрашие перед силами духов и одновременно – надежду на чудо исцеления. Сострадание как черта древних врачевателей формировалась посредством ритуала инициации болезни, которые совершались при посвящении в целителя. В культуре Древнего Востока сформировались две формы врачебной деятельности – профессиональное и культовое целительство. Но при этом образ врача-профессионала и образ целителя формировался на общей нравственно-религиозной основе. В античной культуре профессия врача была достаточно свободна от религиозно-мифологических влияний. Телесное и духовное здоровье были предметом восхищения, эталоном красоты и гармонии. В такой системе ценностных координат врачу отводилась роль сохранения гармонии человеческого существования в мире. Но в чем виделось содержание гармонии и красоты? Этот вопрос стал идейной основой рождения двух крайне противоположных образов античного врача Гиппократом и Платоном. Гиппократовский образ врача в своем содержании основан на милосердии. Он сохранялся в культуре на протяжении тысячелетий и был моделью идеального врача. Платоновский образ врача более рационален и прагматичен. Его содержание раскрывается в основной функции – служить воцарению справедливости в государстве, применяя и такие методы, как эвтаназия. Такой образ врача нашел свое наиболее яркое выражение в западно-европейской культуре Нового времени, а философское объяснение у Ф.Бэкона и Ф.Ницше. В средневековой Европезависимость врача от церкви и сословия сформировали такие черты его личности как сословная замкнутостью, корпоративностью, преобладание универсального над индивидуальным, ограниченность в свободе, схоластический характер мышления и оторванность от практики врачевания. В культуре Возрождения образ врача достаточно противоречив. С одной стороны, он стремился к поиску истины опытным путем. Но с другой, — оказавшись один на один с миром, стал социально неустойчивым, неуверенным, бессильным и одиноким. В культуре Нового временисодержание образа врача составлял профессионализм, прагматизм и рационализм суждений. Именно такую философскую интерпретацию он получил у Ф.Бэкона. Эти черты стали наиболее востребованными и необходимыми личностными качествами врача в ХIХ в., в то время, как человеколюбие, сострадание и бескорыстие становились вторичными качествами врача. В ХХ в. в западной рационально-прагматической культуре сформировался образ врача – борца за биологическую чистоту. С одной стороны, такой образ есть отражение системы господствующих ценностей в культуре, с другой – предостережение будущему поколению о том, что забвение и игнорирование высшими человеческими ценностями ведет к антропологической катастрофе. Яркое философское выражение он получил у Ф.Ницше: врач – это искусный в своем профессионализме человек, мужественный и тонкий психолог. Его сущность выражается в жестком прагматизме: «больной – паразит общества», реализовалась в нацистской Германии. Человечество, потрясенное преступлениями нацистских врачей, испытавшее страх перед медициной теперь желает видеть врача-гуманиста. Появились различные научные концепции, объясняющее гуманистический смысл врачебной профессии. Это социология профессий Т.Парсонса, где отмечается, что профессия врача не может и не должна иметь рыночного характера. Она ориентирована на пациента и отличается от занятий врачеванием, тем, что врач, исходя из клятвы Гиппократа обязан лечить людей, не требуя материального вознаграждения; социология медицины Е.Фрейдсона, которыйсвязывал торжество гуманизма в отношении врача и больного с ликвидацией монополии врачей на врачевание; этика А.Швейцера, который убеждал, что только «благоговение перед жизнью» может возвысить врача до идеалов гуманизма; психоанализ К.Юнга, где образ врача гиппократовской модели оценивается как сложившейся культурный архетип. В настоящее время происходит деконструкция образа-концепта врача, что обусловлено кризисом культуры. Рождается образ врача, содержание которого составляют экономический расчет, либеральные ценности, прагматизм, небрежность, коррумпированность, алчность, высокомерие и др.

Читайте также  Как подвести фундамент под старый деревянный дом: своими руками

Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре.
Профессиональная культура врача – это относительно замкнутая область культуры, в основе которой лежит особый вид профессиональной деятельности, направленный на сохранение физического, психического, духовного здоровья человека и, включающая в себя субъекта профессии, его ценностное сознание, знания и идеалы; артефакты, а также социальные институты, организации и отношения, обеспечивающие целостность, системность и устойчивость этой культуры.

Кроме того, целесообразно рассмотреть такой рельефно проявляющийся в настоящее время феномен как медикализация культуры – сложный социокультурный процесс, связанный с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировало наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, биоэнергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство».

Народная медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе обязательно лежит религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного народа. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. на родине. Примером являются традиционная китайская медицина, традиционная аюрведическая медицина древней Индии, тибетская традиционная медицина.

Целительство — оказание лечебной помощи средствами народной медицины, чаще всего не зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Темы докладов и рефератов

1. Культура как мера развития человека.

2. Философское понятие культуры.

3. Культура и цивилизация.

4. Единство и многообразие культур.

5. Традиция и новаторство в культуре.

6. Социальные и личностные функции культуры.

7. Культура врача.

8. Врач как социальное явление и феномен культуры.

Источник:
http://infopedia.su/8xfdac.html

Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся рус­ский и американский ученый, талантливый исследователь, энергич­ный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии.

Предварительный просмотр:

Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся русский и американский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии. Сорокин признавал глубокий кризис западной культуры, но расценивал его не как падение и закат Европпы как таковой, а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объеденяющей все человечество. [10, c 43 ]

Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры, поскольку культура есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. По Сорокину культурные системы образуют системы высших рангов, в результате чего образуются культурные сверхсистемы. Каждая из сверхсистем по мнению Сорокина «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правового и должного, собственными формами словесности и искусства, своим правами, законами кодексом поведения, доминирующими формами социальных отношений, собственными экономической и политической организацией, собственными типами личности со свойственными только ему менталитетом и поведением» [10, с. 43]

Наиболее полно культурологическая концепция П.А.Сорокиеа изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика». Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

«Всякая великая культура, — пишет Сорокин, — есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». [7, с. 105]

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах. [7, с 109]

Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур: 1) идеациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический. Названия достаточно условны, в действительности, так сказать, «чистые» типы обнаружить довольно трудно. Но для описания приоритетных ценностных ориентации, господствующих или преобладающих в культуре, такой подход вполне правомерен. [7, с. 111]

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

• Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимается органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки. [7, с. 112]

• Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Читайте также  Постройка фундамента из блоков 20х20х40 своими руками по шагам, схемы, видео инструкция

Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы, власти, денег, популярности, познания. Многие из них характерны для телесно-духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

• Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний — от минимума к максимуму, от скудости — к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.

• Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

Первый тип — идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья. В соответствии с выделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности ценности. [10, с.44]

Второй тип — чувственная, или сенситивная, культура. Сорокин предлагает различные варианты названия этого типа культуры: активный «эпикуреизм», пассивный «эпикуреизм» и цинический «эпикуреизм». Данный современный тип культуры основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши огранычувств- реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем почувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего». Эта культура стремится освободится от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. [10, с. 44]

Все ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью. Но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго, ибо общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей. Таковы в общих чертах особенности чувственного типа культуры.

Третий тип — идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции. [7, c. 116] П.Сорокин рассматривал данный тип культуры как промежуточную систему между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. «Её основной посылкой, — пишет Сорокин, — было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия». [10, с 44] Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.

Здесь нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 столетия, а также древнегреческую культуру 5-6 века до нашей эры. [10, с. 44]

Таковы три основных типа, или стиля, в истории мировой культуры. Сорокин был чрезвычайно увлечен работой в течение ряда лет. Он отмечал, что эти черты не были результатом поверхностных впечатлений, а выявлены путем качественного и количественного анализа более чем ста тысяч древних и современных картин и скульптур, литературы, музыки, архитектурных памятников, философских трактатов, научных открытий. На этой основе он с социологической точностью построил немало графиков, диаграмм, отражающих тенденции исторического развития культур. Некоторые из них воспроизведены в книге «Человек. Цивилизация. Общество». [7, с 118]Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. П.Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.[10, с. 45]

  1. Введение в культурологию: учебное пособие /под ред. Е.В.Попова.- М.,1995.
  2. Веремьев А.А. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов.- Брянск, 2000.
  3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие.- М.,1998.
  4. Запад и Восток: традиции и современность: учебное пособие.- М.,1993.
  5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005
  6. Культурология (2): теория и история культуры.- М.,1996.
  7. Культурология: учебник для ст-тов технических вузов /под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.,1999.
  8. Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина.- М.,1999.
  9. Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.,1996.
  10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.,1997.
  11. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000
  12. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. — М.:Аспект Пресс, 1998.

Источник:
http://nsportal.ru/vuz/kulturologiya/library/2015/02/10/tipologiya-kultur-po-printsipu-dominiruyushchey-tsennosti-p-a

Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин)

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как «За­кат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой форми­рующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс разви­тия культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Каждая из таких культурных сверхсистем, по словам Сорокина, «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, сво­ей религией и образцом «святости», собственными представления­ми правого и должного, собственными формами изящной словесно­сти и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собст­венной экономической и политической организацией, наконец, соб­ственным типом личности со свойственным только ему менталите­том и поведением».

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не про­сто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но ни­как друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуаль­ность, все составные части которого пронизаны одним основопола­гающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. А. Сорокина, служит основой и фундамен­том всякой культуры.

В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Со­рокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.

Идеациональная система культуры базируется на принци­пе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. В этой куль­туре, по его словам, «господствующие нравы и обычаи, образ жиз­ни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единст­венную и высшую цель, а также свое отрицательное или безлич­ное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям».

К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру Брахманской Индии, Буд­дийскую и Лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI века до н. э.

Идеалистическую системукультуры П. Сорокин рассматри­вает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. «Ее основной посылкой, — пишет Со­рокин, — было то, что объективная реальность частично сверхчув­ственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный, и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного мно­гообразия».К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII-XIV столетия, а так­же древнегреческую культуру V-IV вв. до н. э.

Современный тип культуры П. Сорокин называет чувствен­ной культурой. Она основывается и объединяется вокруг домини­рующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего».Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в ре­альном земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие.

Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обре­чена на закат, поскольку именно она повинна в деградации челове­ка, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Этот вы­вод основывается на том, что «ни одна из форм культуры не беспре­дельна в своих возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсо­лютная, включающая в себя все формы. Когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соот­ветствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая откры­вает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и сред­ства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными. П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруисти­ческой любви и этики солидарности.

Читайте также  Как своими силами сделать прокол под дорогой

Источник:
http://studopedia.ru/10_266749_tsennost-kak-osnovopolagayushchiy-printsip-kulturi-p-a-sorokin.html

Теория социокультурной динамики П.Сорокина

Ценность как основа культуры

Всякая великая культура, по определению П. Сорокина, есть не просто конгломерат различных явлений, сосуществующих, но никак не связанных, а единство, или индивидуальность, все составные которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну, главную ценность1. Именно ценность служит основой и фундаментом единой культуры [116]. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) — все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность [101].

Например, главным принципом, или главной истиной (ценностью), культуры Запада средних веков был Бог. Архитектура и скульптура, литература, живопись, музыка, философия, наука, этика и право почти исключительно носили религиозный характер. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на религии. Семья как священный религиозный союз выражала ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений. Такую унифицированную систему культуры, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности П. Сорокин назвал идеациональной. Такая же в основном сходная посылка лежала в основе интегрированной культуры Брахманской Индии, буддистской и лаоистской культур, греческой культуры ТП-Т вв. до н. э. [101].

Закат средневековой культуры, по мнению П. Сорокина, обнаруживался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Это началось в конце XII в. с появлением нового, совершенно отличного, основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры. Их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в ХІІІ-ХІУ вв. Основная посылка состояла в том, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхрациональный, рациональный и сенсорный аспекты, образуя единство этого бесконечного многообразия. Культурную систему, воплощающую эту посылку, П. Сорокин назвал идеалистической. Культура ХІІІ-ХІУ вв. в Западной Европе, так же как и греческая культура У-ІУ вв. до н. э., были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.

Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании сенсорности объективной реальности и ее смысла, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XIV в. новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом, возникла современная форма культуры — культуры сенсорной, эмпирической, светской, чувственной. Она основывается на этом новом принципе и объединяется вокруг него: объективная действительность и смысл ее сенсорны [101].

Типология культуры

Таким образом, основной принцип средневековой культуры делал ее преимущественно потусторонней и религиозной; основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, а частично светский и посюсторонний; наконец, основной принцип современной чувственной культуры — светский и утилитарный. Перечисленные типы — идеациональный, идеалистический и чувственный — обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской, китайской и других культур. Сравнительные характеристики развития различных типов культур в Западной Европе в Х-ХХ вв. приведены в табл. 1.3 [101].

Таблица 1.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КУЛЬТУР ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (по П. Сорокину)

Кризис современной культуры и общества заключается именно в разрушении преобладающей чувственной системы евро-американской культуры. Мы живем и действуем в один из поворотных моментов человеческой истории, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая лишь появляется. Такое изменение, сколь бы болезненным оно ни было, является как бы необходимым условием для любой творчески созидательной культуры на протяжении ее исторического развития. Ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях — они всегда ограничены. Когда созидательные силы исчерпаны и возможности реализованы, соответствующие культура и общество или становятся мертвыми, несозидательными, или приобретают новую форму, открывающую новые созидательные возможности и ценности [101].

Источник:
http://pidru4niki.com/1994052535907/sotsiologiya/teoriya_sotsiokulturnoy_dinamiki_psorokina

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

Ценности как основа типологии культур

Питирим Александрович Сорокин — основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.

Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.

Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур:

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

· Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки.

· Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы: жажда славы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны для телесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

· Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний — то минимума к максимуму, от скудости — к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.

· Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

Источник:
http://studbooks.net/613969/kulturologiya/tsennosti_osnova_tipologii_kultur