Что такое картина мира

Что такое картина мира?

Помните слова главной героини из фильма «Железная леди»?

«Следите за своими мыслями. Ибо обращаются они в слова, слова — в действия, а действия — уже в привычки. Берегитесь привычек, ибо они формируют характер, усмиряйте свой характер, ибо он становится судьбой. Что мы думаем, тем становимся» (Маргарет Тетчер)

Рассмотрим, как это работает в жизни.

Ваша картина мира состоит из ваших убеждений о мире и самом себе. На основе этих убеждений вы рассуждаете, что «правильно» или «не правильно», «хорошо» или «плохо». Затем следуют поступки, которые вы считаете правильными или возможными.

Получить диплом о высшем образовании (часто не важно каком и какого вуза) – правильно. Главное – иметь высшее образование. Кричать на ребенка по поводу и без повода – возможно. Так поступали родители, соседи, знакомые и незнакомые люди. И эта модель поведения есть в вашей картине мира как допустимая. Пить алкоголь ведрами – возможно, многие так поступают.

Наши поступки, воспроизводимые регулярно, становятся привычкой.

Из поступков складывается модель поведения. Кто-то каждое утро начинает с сигареты, а кто-то с утренней пробежки.

Наши привычки формируют наши способности.

Кто-то способен провести все выходные, лежа на диване, а кто-то подтянуться 101 раз на перекладине.

Способности определяют уникальность, «эксклюзивность» каждого конкретного человека. Чем меньше людей могут повторить эти способности, тем большую ценность человек представляет для мира.

Сварщик, занявший первое место на всероссийском конкурсе профессионального мастерства, получает зарплату в несколько раз больше своих коллег. И дело здесь вовсе не в наличии первого места, дело в качестве шва, которое этот человек представил миру.

Бухгалтер крупного холдинга, безупречно управляющийся с множеством цифр и счетов, ценится гораздо выше бухгалтера мелкой лавки.

Способности формируют характер.

Изменяясь во времени, способности «притягивают» новую реальность вокруг, определяемую новыми людьми и событиями, появляющимися в вашей жизни.

Вы становитесь классным мастером, профессионалом в какой-то области и осознаете это, в подтверждение вашим взглядам, мнения о вас окружающих, создают новые убеждения, закрепляя реальность. Вас считают лучшим – вы становитесь лучшим.

Другой пример. Вы предпочитаете в свободное время расслабиться за рюмочкой или кружечкой, в хорошей компании, или просто провести выходные перед телевизором. Со временем такой отдых становится преобладающим, друзей и возможностей выбраться из однообразия и скуки все меньше. Застой в делах, в семье. Работа – дом – работа. Понедельник – пятница, выходные. Вот уже и окружающие считают вас бездарностью. Со временем и вы начинаете убеждать себя в собственной беспомощности противостоять судьбе.

Ваш характер становится судьбой.

Что мы думаем, тем и становимся. То, как вы выглядите, как строите отношения с другими людьми, как реализуете свои таланты, сколько денег зарабатываете, зависит от ваших мыслей (убеждений).

Все начинается и заканчивается на уровне мыслей или убеждений. Причем убеждения не истина, а лишь отражение реальности, в которой формировалась ваша «картина мира».

Убеждения можно изменить, но самое сложное, что они не меняются самовнушением. Они меняются только через смену модели поведения, новый опыт, новые способности, формирующие новую реальность.

На словах все довольно просто. Почему же на деле так сложно поменять собственную реальность: жирное тело на подтянутое, отравляющие жизнь отношения на добрые, нереализованные способности на признание таланта, безденежье на безбедную жизнь?

Наша сформировавшаяся «картина мира» работает как сортировщик новой информации, пропуская ее через фильтры нескольких уровней.

Фильтр работает на основе представлений о полезности с одной стороны и ресурсозатратности с другой. Делать зарядку – полезно, но ресурсозатратно (нужно выделить время, найти силы, собрать волю). Курить – вредно, но бросать трудно (нужна воля). Еще один фильтр, через который мы пропускаем информацию – удовольствия. Есть капусту полезнее, чем печенье. Но есть печенье — удовольствие.

Увы, но спокойствие (возможность не тратить ресурсы) и удовольствия перевешивают здравый смысл (полезность). Если модель поведения не представляет смертельной угрозы, она допустима в нашем сознании.

Так работает обработка входящей информации у большинства и только 5-7% людей за основу выбора берут полезность.

Попробуйте задать вопрос: «Что полезного для меня в том или ином совершаемом действии (деятельности)?» И вы, скорее всего, удивитесь, как мало полезного делаете для себя, и как много совершаемого вами связано с получением сомнительных удовольствий.

До тех пор пока человек не перейдет из позиции «хорошо сейчас – плохо потом» в позицию «плохо сейчас – хорошо потом», не стоит ждать жизненных перемен.

Еще один способ изменить картину мира – изменить окружение. Работает этот способ очень просто. Находясь в среде людей, добившихся результатов, к которым вы стремитесь, вы пропитываетесь их идеями, воспринимаете их опыт, осознаете способы достижения результатов. Когда вы принимаете возможность осуществления задуманного, вы легко преодолеваете внутренние барьеры на пути к целям.

Подведем итоги

Картина мира — представление человека о реальности. Изначально это представление неосознанно формируется под влиянием окружения и личного опыта. Картина мира любого человека субъективна.

Если вам хочется изменить течение собственной жизни, выйти на новые результаты, начинать стоит со смены убеждений. Сделать это сходу не получится. Убеждения не меняются силой мысли. Эффективные способы работы с собственными убеждениями – изменение модели поведения и смена окружения помогают впустить в себя новый опыт, понять, как действовать по-другому.

Не стоит бояться хотеть, мечтать и воплощать мечты в реальность. Стоит только не забывать, что воплощать, значит, действовать.

Источник:
http://selforganization.ru/chto-takoe-kartina-mira

Что такое мировоззрение человека — его формы, виды и принципы формирования

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Читайте также  Окраска деревянного дома внутри: советы по окраске, выбор цвета и этапы проведения работ - Статья - Журнал

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

Книги, меняющие мировоззрение человека

На свете есть немало авторов, исследующих смысл человеческого бытия. К ним относятся:

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо. Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество».
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей, которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу. Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему психологическому портрету, можно изменить взгляд на жизнь.

Источник:
http://womanadvice.ru/chto-takoe-mirovozzrenie-cheloveka-ego-formy-vidy-i-principy-formirovaniya

Возрасте формируется общая картина мира закладывается мировоззренческий фундамент человека гражданина

Как происходит формирование личности человека

Формирование личности — многоступенчатый процесс, в котором принимает участие множество факторов. Характер, взгляды и устремления не закладываются биологически. Таким образом, основой для формирования человека как личности является процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром.

Существует такое понятие, как: [link]Психологическое взросление.[/link] Одноименный интернет-курс помогает юной личности самоутвердиться и отделиться от опеки родителей.

Постичь сущность человека с древних времен пытаются философы, биологи, социологи, другие ученые и мыслители. Биологических загадок остается все меньше. Но многие психологические так и остаются открытыми. Строятся теории, проводятся исследования, выделяются важные этапы.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что формирование личности человека происходит благодаря разным факторам. Таким как:

  • социализация, как обычная, так и гендерная;
  • окружение (в семье, на работе, на учебе, в кругу друзей);
  • психосексуальное развитие;
  • влияние культуры и искусства;
  • генетика и биология.

Теорий о формировании индивидуума как личности, существует множество. Но большинство современных исследователей соглашается в том, что личностью не рождаются, а становятся. Появляясь на свет, мы представляем собой «базовую сборку», которая с каждым годом расширяется. Изменяться и формироваться мы не перестаем до самой смерти.

Глубокие исследования о формировании личности в детском возрасте и на различных этапах онтогенеза проведены выдающимся отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович. Её книга [link]«Личность и её формирование в детском возрасте»[/link] включает результаты исследований всех возрастов, условий и закономерностей развития личности.

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в этом разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств — личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

Воспитание

Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.

Личность — пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.

Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:

  • манеру поведения;
  • гендерные роли;
  • тип мышления;
  • разные качества родителей.

Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными — бороться самостоятельно или при участии психолога.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому роль общения в формировании личности играет настолько важную роль.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы депрессии, шизофрении, других психических заболеваний.

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство — все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство — не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

  • мыслить шире и критически;
  • защитить свое «я» от массовых взглядов;
  • найти гармонию между собой и окружающим миром;
  • выразить себя;
  • понять свой внутренний мир;
  • разрушить стереотипы, установки, социальные конструкты.

Без погружения в культуру и искусство вряд ли получится расширить границы собственного сознания, выйти за узкие рамки воспитания, перешагнуть через давление общества.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя [link]теория Эрика Эриксона[/link]. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

Читайте также  Ендова - что это такое (фото), монтаж соединения двух ендов на скате (верхняя и нижняя), устройство обрешетки и стропил

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Проблема формирования личности не перестает волновать психологов и исследователей по всему миру. Одной общей теории, с которой были бы согласны все, не существует. Сходятся специалисты только в том, что построение индивидуальности является комплексным, происходит за счет влияния разнообразных факторов.

Источник:
http://myself-development.ru/kak-proishodit-formirovanie-lichnosti-cheloveka/

Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности

Каждый человек имеет личные представления о нормах добра и зла, собственный взгляд на мир и место человека в нем, идеалы, принципы и проч.

В сумме вся эта информация образует категорию под названием «мировоззрение» и служит для человека неким маяком в духовном и материальном мире.

О плюсах и минусах гуманистического мировоззрения читайте здесь.

Периоды становления

В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?

Формирование мировоззрения — это динамичный процесс.

В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.

Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к возрастным ступеням, связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем самостоятельности и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.

Дошкольный возраст

Точкой отсчета можно считать дошкольный возраст. В этот период у малыша формируются прочные ментальные базовые конструкции, складываются первичные черты характера.

В первую очередь происходит становление простых и узких понятий, направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.

Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).

Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.

Младший школьный возраст

В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы.

Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.

Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, ценностей и целостной картины мира.

Подростковый период

Именно в подростковом возрасте можно говорить о мировоззрении как о полноценном элементе личности.

Человек, достигая данного периода, уже имеет некую базу знаний, опыта, способности к абстрактному мышлению и анализу.

И именно в подростковом возрасте парни и девушки задаются вопросом о жизни и своей роли в ней, о причинах того или иного поведения окружающих.

Подростки уже имеют персональные нравственные ориентиры и действуют не по указке взрослых, а исходя из собственных представлений о «плохом» и «хорошем». Имеет место активный поиск себя.

Период юношества

На этом этапе мировоззрение опирается на научную базу и систематизированных знаниях/убеждениях о мире. Человек активно выбирает свой жизненный путь, руководствуясь личными ориентирами.

Он уже может осознать себя и свою жизнь как нечто логичное, цельный процесс имеющий направление, перспективу и смысл.

Именно в юношестве человек впервые сознательно выбирает жизненный путь, который требует от парня или девушки формирования социальной ориентации (установление планки своего социального положение и методов достижения этой планки).

Этапы формирования

Наука выделяет три этапа формирования мировоззрения:

  • мироощущение;
  • мировосприятие;
  • миропонимание.

Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологического базиса для мировоззрения.

Выражается в отношении индивидуума к природе и окружающем мире, выраженном в форме чувств и действий. Образ мира, который формируется на этапе мироощущения, называют «лоскутным».

Мировосприятие — это целостное видение картинки мира и отношение к этому «образу». Внешний мир проходит фильтр, состоящий из внутреннего мира.

Миропонимание опирается на интеллект и желание познавать. Картина мира при этом основана на научных знаниях и рациональном объяснении действительности и явлений, происходящих в этой действительности.

Мировоззрение формируется на базе внутренних и внешних процессов, которые позволяют человеку создавать свою систему взглядов. Информация поступает из разных источников, чтобы подвергнуться анализу и усвоиться.

  • Познавательный источник. Человек познает окружающий мир через собственные эксперименты и опыты (обыденное познание), а также посредством научного обучения (в школе, институте, курсах и т.д.). Обыденное познание приносит плоды в виде несистематизированной информации, которая позволяет ориентироваться в мире. Например, когда человек длительное время остается на солнце и получает удар, он может поставить солнце во главу проблемы и сделать вывод о небезопасности пребывания на пляже без зонтика. Именно так работает обыденное познание. А вот научное познание может уже объяснить причины теплового удара, его виды и последствия.
  • Нормативный/ценностный источник. Нормативный источник формируется на базе ценностей, а также «кодекса поведения в обществе», который негласно регулирует отношения людей.

    Осмысленные убеждения позволяют человеку верить в истинность и правоту своих действий.

    Практический источник. Знания, не задействованные на практике, не всегда являются благодатным материалом для формирования мировоззрения.

    Но если человек использует их проверяя случайную информацию или устойчивые аксиомы, подключается внутренний «оценщик», который может сделать новые выводы на основе примененных на практике знаний.

  • Эмоциональный источник. Человек в некоторой степени зависим от своих эмоций, поэтому некоторые идеалы, ценности и убеждение формируются на уровне чувств и интуиции.
  • Что является предметом изучения возрастной психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением, можно выделить следующие способы (методы):

    • словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения);
    • наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.);
    • практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).

    Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.

    Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание.

    В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют «воспитателю» закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.

    Пути — пассивный и активный

    Когда человек избирает пассивный путь формирования мировоззрения, он ориентируется на внешние условия. В этом варианте человек пытается соответствовать общепринятым стандартам, подогнать свои взгляды, принципы, идеалы и ориентиры под нормы того социума, в котором он живет.

    Индивидуальные черты стираются, уступая место «стадным». Персональными остаются только эмоции, которые возникают во время наблюдения тех или иных событий.

    Но даже эмоции зачастую «как у всех», потому что к ним примешиваются другие факторы оценки.

    Активный путь формирования мировоззрения — это постоянный поиск.

    Человек сознательно задает себе вопросы и ищет на них ответы.

    При этом важно быстро находить признаки чужого влияния и попытки подчинить, подогнать под единую «норму», чтобы не стать сырым материалом в руках манипуляторов.

    Человек, избравший активный путь, также должен знать необходимые для становления мировоззрения средства и методы их использования.

    И особенно важно представлять и отдавать себе отчет в том, каким должно быть мировоззрение.

    Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

    Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы:

    Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).

    А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.

    Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.

    Мировоззрение — это первая ступень уверенности. Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.

    Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.

    Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности — формирование мировоззрения:

    Источник:
    http://psyholic.ru/lichnostniy-rost/puti-formirovaniya-mirovozzreniya.html

    Мировоззрение и картина мира

    В русскоязычной традиции понятие мировоззрения долгое время носило политически ангажированный характер и практически отождествлялось с идеологией. Поэтому прежде всего необходимо реконструировать понятие мировоззрения как конкретно-научное понятие.

    Родовым понятием по отношению к понятию мировоззрения, через которое можно подойти к его определению, является понятие картины мира или образа мира . Это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях. Характерная особенность любой картины мира — ее субъективная связность. Хотя абсолютно очевидно, что в наших знаниях о мире и в нашем опыте очень много белых пятен очень много, субъективно, феноменологически мы не воспринимаем в ней никаких пробелов, воспринимаем ее как отражающую весь мир целиком. Наше сознание в широком смысле слова, наш ментальный механизм заполняет все «дыры», которые имеются в нашем реальном опыте, какими-то представлениями, продуктами воображения, заимствованными откуда-то когнитивными схемами так, что эти «дыры» в нашем субъективном представлении исчезают. Иными словами, картина мира образована и знаниями, и опытом, и некритически воспринятыми убеждениями, и домыслами, и размытыми, не осознаваемыми четко представлениями, но пустот в картине мира быть не должно. Этим индивидуальная картина мира отличается от научных сведений о мироустройстве: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоззрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается» (Пятигорский, 1996, с. 116). Наше мировоззрение «обязано» знать все ответы, потому что у человека есть насущная потребность, жизненная необходимость иметь какую бы то ни было картину мира для ориентации, а уже во вторую очередь — потребность в точности и объективности этой картины (см. Фромм, 2001).

    Мировоззрение – это центральная часть, компонент картины мира. В картину мира входят самые разные знания и представления, как общие, так и частные, конкретные. Можно знать, например, что Волга впадает в Каспийское море, что сегодня четверг, что президент России Владимир Путин – все эти элементы входят в картину мира, но они не относятся к мировоззрению, потому что они говорят о некоторых единичных объектах. Собственно к мировоззрению относятся только генерализации — обобщенные суждения или представления о любом классе объектов. Генерализацию можно рассматривать как единицу анализа мировоззрения и одновременно как критерий отличия мировоззренческих суждений. Например, утверждение “Этот министр — лжец” не является мировоззренческим, а утверждение “Все политики — лжецы” является, поскольку оно относится к абстрактному множеству объектов. То же относится и к ценностным суждениям: утверждения “Я обожаю классическую музыку” или «Мне не нравится проза Владимира Сорокина» не является мировоззренческим, а утверждения “Не понимаю, как можно не любить классическую музыку” или «Книги Владимира Сорокина следует сжечь, а его самого посадить в тюрьму» является, поскольку в нем индивидуальная оценка расширяется до масштаба всеобщей истины.

    Читайте также  7 этапов утепления стен деревянного дома снаружи

    Таким образом, мировоззрение можно определить как ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека (Леонтьев, 2000). На становление и развитие мировоззрения оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, социокультурные схематизмы и особенности языка и других знаковых систем, через которые это знание преломляется, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несет на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей, знания о мире образуют в нем сплав с убеждениями, не всегда отчетливыми представлениями и бессознательными схематизмами и стереотипами.

    В мировоззрении личности следует различать 4 аспекта.

    Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. «Все политики воры». «Все мужики сволочи». «Только истинным мусульманам открыт путь в рай». Необходимо различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.

    Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Идеалы также могут формулироваться или мировоззренчески, или немировоззренчески. Если я верю в определенного конкретного Бога и никому не навязываю этого Бога, это мое личное убеждение. Но если я считаю, что должен убедить всех, что мой идеал – самый лучший идеал, и любыми средствами должен заставить других принять его, эти ценности становятся уже содержанием мировоззренческой генерализации. «Что хорошо для General Motors , то хорошо для Америки».

    Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознанным и в силу этого несущим в себе множество противоречий. По многим эмпирическим данным связность представлений коррелирует с психологической зрелостью и благополучием, однако следует учитывать, что крайняя степень связности характеризует фанатизм и маниакальность. В структурный анализ входит также выделение относительно автономных подсистем мировоззрения, характеристика их иерархической или иной организации и связей между ними. Проиллюстрируем значимость этого аспекта на примере двух мировоззренческих убеждений. Первое: у взрослого человека должна быть хорошая крепкая семья. Второе: секс – это то, что доставляет удовольствие, развивает, помогает жить. Нетрудно представить себе двух людей, разделяющих в равной степени оба эти убеждения. Однако у одного они являются частями единой подсистемы, а у другого они структурно не связаны, входят в две совершенно разные системы: одно — в подсистему семейных отношений, которая сочетается с такими ценностями как профессия, социальный статус, материальные приобретения и так далее, а другое — в подсистему, объединяющую секс с досугом, свободным времяпровождением и т.п. Если не учитывать структурные отношения, то может возникнуть иллюзия сходства установок у этих двух людей, хотя на самом деле, учитывая структурные связи, мы видим две совершенно разные структуры.

    Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жестким или мягким. У одних людей переход между убеждениями в правильности тех или иных действий и выполнением соответствующих действий осуществляется легко, непосредственно. У других могут возникать достаточно сложные барьеры при переходе от мировоззренческих убеждений к действиям, мировоззрение может быть изолировано от реальных действий.

    К этому же аспекту относится такой параметр мировоззрения как его гибкость и способность к перестройке или, наоборот, ригидность. Любому человеку присуще, хоть и в неодинаковой степени, стремление сохранять стабильность картины мира. Однако мировоззрение, как и вся картина мира, отражает действительность, а действительность не остается все время неизменной. Проблема возникает, когда сам мир меняется, а картина мира остается прежней. Отсюда берут начало, в частности, такие аффективные проявления как агрессия и враждебность, которые Дж. Келли объяснял как стремление сохранить сложившиеся конструкты несмотря на то, что опыт противоречит им, — чтобы не менять свои конструкты, человек пытается заставить мир соответствовать им ( Kelly , 1955) .

    Источник:
    http://www.sunhome.ru/psychology/14580

    Подготовка к ЕГЭ
    материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

    Подготовка к ЕГЭ. Человек и общество.

    Предварительный просмотр:

    Блок-модуль 1. Человек и общество

    7.1. Вставьте пропущенные слова.

    «Человек – существо, воплощающее (А) развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической (Б). При определённых (В) – врождённых анатомо-физиологических особенностей организма и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные (Г).

    Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. (Д) – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей».

    1. индивидуальность
    2. деятельность
    3. личность
    1. ценность
    2. орудие труда
    3. высшая ступень
    1. субъект
    2. задаток
    3. индивид

    7.2. Вставить вместо пропусков.

    «С самого рождения человек стремится проявлять (А), что-то делать, действовать, наконец он дорастает до понимания того, для чего он действует. И тогда человек становится (Б) мира, окружающей его среды, даже если он сам именно этого не осознаёт.

    (В) – это универсальный, разнообразный способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя.

    Её важнейшими видами являются трудовая, учебная и (Г). Некоторые психологи выделяют ещё один вид – общение. Особое место в жизни человека занимает (Д). Её результатом бывают новые, доселе неизвестные материальные и духовные «продукты».

    Многочисленные научные исследования в области психологии личности позволяют с уверенностью судить о деятельной основе (Е)».

    1. ценностно-ориентационный
    2. преобразователь
    3. человеческое существование
    4. деятельность
    5. производственная деятельность
    1. игровой
    2. активность
    3. потребитель
    4. творческая деятельность

    7.3.Вставить вместо пропусков.

    «Познание полностью вытекает из базовых (А) человека, в частности, своего внутреннего мира. Познание включает в себя (Б) и рациональное познание. Большую роль в процессе познания играет (В) человека – «непосредственное смотрение», т.е. знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека.

    Существуют два уровня научного познания: (Г) и теоретический. В первом случае обнаруживаются новые факты и тенденции, делаются первоначальные обобщения. Во втором – формируются общие (Д), создаются стройные концепции и теории.

    В обществознании на первом уровне велики достижения социологии, а на втором вперёд вырвалась (Е) как высшая область теоретического познания прежде всего социальных явлений, как система взлядов, идей о мире и месте , роли в нём человека».

    1. закономерность
    2. интуиция
    3. логический
    4. потребность
    5. философия
    1. чувственный
    2. политология
    3. эмпирический
    4. способность

    7.4.Вставить вместо пропусков.

    «Религия – один из основных компонентов (А) – совокупности духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Религиозная (Б) выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

    Религия представляет собой (В), состоящую из: религиозного мировоззрения, религиозного (Г), религиозной организации и религиозных ценностей.

    В обществе религия создаёт религиозную картину мира, объяснения природы, общества, человека, реализуя тем самым (Д) функцию. Религия провозглашает, что муки и невзгоды в этом мире с лихвой компенсируются благами небесной жизни, осуществляя функцию (Е)».

    1. вера
    2. цивилизация
    3. культ
    4. духовная культура
    5. мировоззренческий
    1. секта
    2. система
    3. религиозное утешение
    4. регулятивный

    7.5.Вставить вместо пропусков.

    «Общество как совокупность людей состоит из (А) (групп, классов, слоёв, (Б), которые испытывают тенденцию к объединению, но в ряде случаев подвержены разъединительным настроениям. Наиболее важным элементом общества является (В), которое выполняет в основном политические функции.

    К наиболее универсальным типологиям обществ относится их разделение на три типа: доиндустриальное ( (Г)), индустриальное и постиндустриальное ( (Д)). Корень этих слов ведёт начало от понятия «индустриальный», т.е. (Е).

    1. общность
    2. письменный
    3. традиционный
    4. информационный
    5. самоуправление
    1. структура
    2. промышленный
    3. страта
    4. государство

    7.6.Вставить вместо пропусков.

    «Общественный прогресс – (А) развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Это понятие прогресса зародилось ещё в Х1Х в. под влиянием (Б) теории.

    Различают постепенный и (В) виды общественного прогресса. Первый – (Г), представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ социального строя. Она представляет собой (Е) общества из одного качественного состояния в другое».

    Источник:
    http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2018/11/26/podgotovka-k-ege